КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер16-26-08001

НазваниеКак здоровье приходит к детям? Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы (Франция/Россия).

РуководительБовина Инна Борисовна, Доктор психологических наук Доцент

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", г Москва

Года выполнения2016 - 2017

КонкурсМеждународный конкурс РГНФ – Фонд «Дом Наук о Человеке» (ФДНЧ), Франция 2016 года

Тип проектаа(м) - совместный проект проведения научных исследований, выполняемый международным научным коллективом

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии

Ключевые словаТеория социальных представлений, формирование и развитие социальных представлений, динамика социальных представлений, дети и подростки, родители, социализация, здоровье, риск, культура, лонгитюдное исследование, профилактика.

Код ГРНТИ15.41.25

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияЗдоровье структурирует социальные отношения, выступая в качестве посредника между индивидом и его окружением (Herzlich, 1996). В случае детей и подростков можно говорить об определенной специфике. Так, дети и подростки сталкиваются с различными факторами риска, связанными со здоровьем (будь то табак, алкоголь, наркотики, насилие и пр.). Предподростковый и подростковый возраст – это тот самый период, когда возникает и становится более или менее регулярным поведение, связанное со здоровьем. С одной стороны, поведение влияет на социальные представления, с другой – социальные представления ориентируют и регулируют поведение. Предлагаемое лонгитюдное кросс-культурное исследование (Франция-Россия) основывается на идеях теории социальных представлений (Abric, 1994, Moscovici, 1961). Главными задачами исследования были следующие: 1. проанализировать развитие содержания социальных представлений о здоровье в группах детей и подростков в двух культурных контекстах (Франция и Россия); 2. исследовать влияние ряда факторов на динамику социальных представлений (социальная практика, социализация и трансляция опыта в семейном окружении, общение со сверстниками, опыт болезни), а также рассмотреть связь этих факторов с культурной анкеровкой исследуемых представлений. 3. разработать инструментарий для изучения социальных представлений о здоровье у детей (способ сбора и анализа данных) с соответствующей адаптацией в двух культурах. Для реализации этих задач предлагается лонгитюдное кросс-культурное исследование. Ожидаемые результаты обладают теоретической и практической важностью и значимостью: 1) выполнение заявленных задач прольет свет на такой важный теоретический вопрос, как формирование и развитие социальных представлений. На необходимость его изучения неоднократно указывалось в теории социальных представлений (Eicher, Emery, Maridor, Gilles, Bangerter, 2011, Duveen, Lloyd, 1990, Moscovici, 1961). 2) изучение того, как формируются и развиваются социальные представления о здоровье у детей и подростков, позволит выявить так называемые «наивные теории», которые регулируют поведение, связанное со здоровьем. На основе этого знания будут сформулированы профилактические рекомендации в области здоровья, ориентированные на детей и подростков. Актуальность обращения к проблеме формирования и развития социальных представлений о здоровье у детей и подростков объясняется тревожной статистикой в области подросткового суицида, школьного насилия, употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Результаты лонгитюдного кросс-культурного исследования исследования будут отражены в научных статьях, а также изложены на конференциях и на международном семинаре, организованном французскими участниками проекта.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовВ 2016 году был реализован первый этап лонгитюдного исследования (анкетирования), по его результатам была выявлена специфика понимания здоровья детими и подростками. Основное исследование (когоротное, выполненное на детях в возрасте 8 лет и подростках в возрасте 13 лет (Объем выборки основного исследования - 854 человека, общий объем выборки - 1132 человека, однако 278 опросников не были учтены в основном исследовании по критерию возраста. Опрос проводился в классах на всех учениках класса, а затем из анализа были исключены данные тех респондентов, которые не соответствовали по возрасту)). Анализ ассоциаций с помощью прототипического анализа (Vergès, 1992), а также процедуры симилитюда (программа Iramuteq (Moliner, Lo Monaco, 2017)) позволил выявить структуру представления в каждой группе респондентов и сделать следующие выводы, что по мере взросления от детского к подростковому возрасту: 1) оппозиция «здоровье»-«болезнь», ключевая для представления о здоровье у детей, становится второстепенной в группе подростков; 2) ключевым в представлении о здоровье оказывается поведение, направленное на поддержание здоровья, таким образом, с возрастом, здоровье понимается как более контролируемое индивидом; 3) представление о здоровье в группе детей оказывается менее согласованным, чем в группе подростков. Эти результаты были воспроизведены при обработке данных на меньшей выборке (с учетом ответа детей и подростков на вопрос о здоровье). Кроме того, были выявлены различия между девочками и мальчиками в группе подростков, чего не было в группе детей, а именно, в группе девочек-подростков более важным элементов представления является «правильной (здоровое) питание». Кроме того, были выполнены серии полуструктурированных интервью с детьми и подростками, фокус-группы со студенческой молодежью, а также глубинные интервью с родителями. В 2017 был проведен повторный опрос школьников (теперь учеников 3 и 8 классов) с помощью того же инструмента – анкеты. Как отмечается в литературе (Кемпбелл, 1980, Moliner, Rateau, Cohen-Scali, 2002), лонгитюдное исследование характеризуется снижение объема выборки, этот процесс был ожидаем, что и объясняет значительный объем выборки на первом этапе (2016). На втором этапе (2017) было опрошено 730 школьников (по независящим от исследователей причинам, ученики одного образовательного комплекса полностью не участвовал во втором этапе исследования, в остальных школах респонденты первого этапа не участвовали в полной мере во втором этапе), 20 опросников было исключено из анализа по причине их частичного заполнения, в основное исследование вошел 391 опросник. Повторный анализ ассоциаций (прототипический анализ и процедура симилитюда с помощью программы Iramuteq) позволила получить следующие результаты: В группе детей: 1) сравнение с результатами 2016 года позволяет говорить о том, что наблюдается некоторый сдвиг, а именно: указание на действия по поддержанию здоровья выполняют более значимую роль в представлении (согласованность элемента «спорт» в зоне ядра). 2) Представление о здоровье в группе детей становится более согласованным – наиболее консенсусными становятся элементы «спорт» и «лекарства», два другие элементы зоны ядра – «жизнь» и «лечение»- менее согласованы) . 3) Оппозиция «здоровье»-«болезнь» по-прежнему используется в определении здоровья, однако исчезает тавтологичность в определении здоровья (по сравнению с результатами 2016). 4) Физическая составляющая является второстепенной в определении здоровья («иммунитет», «сердце» - располагаются в периферической системе). В группе подростков: 1) Здоровье представляется через указание на действия по поддержанию здоровья («спорт», «правильное (здоровое)» питание). 2) Важность элемента «правильное (здоровое)» питание выше в группе девушек. 3) Оппозиция «здоровье»-«болезнь» - не играет важной роли в определении здоровья, как это имеет место в группе детей. 4) Элемент «сила» - вторичен в представлении о здоровье. Кроме ассоциативной методики, важное значение для анализа представлений о здоровье играет рисуночная методика. Анализ рисунков позволяет говорить о том, то по мере взросления более важным ставновится указание на действия по поддержанию здоровья, а свою значимость теряет персонификация здоровья в рисунках, а также аффективная составляющая. Таким образом, в работе был показан потенциал сочетания ассоциативной и рисуночной методик.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Гаямова С.Ю. , Дани Л. , Милехин А.В. , Эм М.-А. , Бовина И.Б. , Дворянчиков Н.В. , Здоровье в представлениях детей и подростков, Экспериментальная психология, МГППУ, Москва, 2017, 1- Русский
Тезисы доклада/выступления: Бовина И.Б. , Дворянчиков Н.В. , Дани Л. , Тамар Х. , Эм М.-А. , « Dessine-moi la santé » : une étude de représentations sociales auprès d’enfants Russes (Нарисуй мне здоровье: исследование социальных представлений среди российских детей, Xème Congrès francophone de psychologie de la santé, Metz, 13 – 15 juin 2018, Метц, 2017- Французский
Тезисы доклада/выступления: Эм М.-А. , Бовина И.Б. , Дворянчиков Н.В. , Дани Л. , Social representations of health and illness among young Russians. Paper presented at the 18th General Meeting of the European Association of Social Psychology. Granada, July, 5-8, 2017, 18th General Meeting of the European Association of Social Psychology. Granada, July, 5-8, 2017, Университет Гранады, Гранада, 2017, 185 - 185- Английский
Тезисы доклада/выступления: Эм М.-А. , Хатми Н. , Бовина И.Б. , Дани Л. , Социальные представления, гендер и здоровье: результаты фокус-групп, реализованных на молодежи, Конгресс французской ассоциации по психологии здоровья, Лион, 2016- Французский
Тезисы доклада/выступления: Эм М.-А. , Декарзан Т. , Бовина И.Б. , Дани Л. , Полиморфизм методологии исследования и характеристики объекта представлений: на примере здоровья, XIII Международная конференция по социальным представлениям, Марсель, 14-17 сентября, 2016, Марсель, 2016- Французский
Научная статья: Дани Л. , Декарса Т. , Эм М.-А. , Бовина И.Б. , Social Representations and Health: Examining the Links Between Objects and Methods, International Review of Social Psychology, 2017- Английский
Научная статья: Дани Л. , Эм А.-М. , Бовина И.Б. , Дворянчиков Н.В. , How kids understand health and illness: Some reflections from and for the theory of social representations (Как дети понимают здоровье и болезнь: Размышления с точки зрения теории социальных представлений), Культурно-историческая психология, МГППУ, Москва, 2017- Английский
Научная статья: Бовина И.Б. , Дворянчиков Н.В. , Гаямова С.Ю. , Дани Л. , Эм М.-А. , Здоровье и болезнь в русском контексте: Несколько социально-психологических комментариев, Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика", РУДН, Москва, 2017, 1, 7 - 16- Английский
Тезисы доклада/выступления: Эм М.-А. , Декарсан Т. , Бовина И.Б. , Дани Л. , Социальные представления и здоровье, исследуя связь между объектом и методами, XIII Международная конференция по социальным представлениям, 14-17 сентября, Марсель, 2016, Марсель, 2016- Английский
Тезисы доклада/выступления: Бовина И.Б. , Российско-французский проект "Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы", Специальный выпуск журнала "Вестник РФФИ", Москва, 2016, 2, 36 - 38- Русский