КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер11-33-00313
НазваниеФормы и методы сервисного управления в постсоветской России: проблемы повышения качества оказания государственных услуг»
РуководительКоженко Яна Васильевна, Кандидат юридических наук Доцент
Организация финансированияТаганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростовская обл
Года выполнения2011 - 2013
КонкурсЦелевой конкурс по поддержке молодых ученых 2011 года
Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя
Область знания, код классификатора03 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, 03-400 - Юридические науки
Ключевые словагосударственное управление, государственные услуги, публичные услуги, сервисное государство, электронное правительство, государственная политика, лоббизм, представительство интересов, общественный контроль, бюрократизация, государственная власть, неправовые практики, правовые режимы, управленческие деформации, формы и режимы властно-правового взаимодействия.
Код ГРНТИ10.15.01
Номер государственной регистрации01201167977
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияОбъектом исследования является – система государственного управления как сложнейшая система отношений, форм, методов, структур и публично-правовых институтов власти эволюционирующих в конкретных политико-правовых, духовно-нравственных и социально-экономических условиях жизнедеятельности общества. Предметом исследования является преемственная трансформация сервисного подхода по предоставлению и оказанию государственных услуг российской государственной власти как целостного правокультурного феномена, обладающего универсальными и специфическими закономерностям функционирования и самоорганизации форм властно-правовых отношений, имеющего свои типологические, аксиологические, онтологические и морфологические особенности. Целью научного исследования является теоретико-методологический анализ публичных услуг как цивилизационного политико-правового явления, а также моделирование специфических закономерностей их генезиса, современного функционирования и перспектив развития. Рабочая гипотеза: адекватное исследование проблем связанных с повышением качества оказания государственных услуг предполагает рассмотрение, с одной стороны, того или иного периода государственно-правового развития как относительно самостоятельного и целостного этапа, в рамках которого исследуются аксиологические, гносеологические проблемы (как воспринималась и познавалась государственные услуги в различные эпохи, немаловажен вопрос о соотношении объема платных и бесплатных государственных услуг с точки зрения соблюдения публичных интересов), морфологические проблемы (юридико-политическая конфигурация системы сервисного управления – делегирования оказания государственных услуг органам местного самоуправления, специально созданным для этих целей организациям), социально-практические проблемы (оказания электронных государственных услуг, посредством каких форм, средств, методов и способов, национальная и провинциальная специфика сервисных властеотношений).
Ожидаемые результаты
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатовВ качестве основных результатов проекта можно выделить следующие достижения. Так, в рамках содержательной части исследования были определены концептуально-правовые и методологические основы исследования сервисной архитектуры публичного управления, выявлены инновационные формы и методы государственного управления в сфере оказания публичных услуг, функциональные и институциональные свойства электронного правительства, а также охарактеризованы парадигмальные основания и стратегии реформирования государственной службы в России, как способа устранения управленческих аномалий. Проведен анализ сущности и значения нормативно-правовой регламентации форм оказания государственных услуг, а также исследовано влияния экономических, политических и социо-культурных факторов прав на тенивизацию и бюрократизацию системы государственного управления. Рассмотрены особенности конкуренции правовых и неправовых форм и методов государственного управления в условиях модернизации исполнительной власти России. Исследованы возможные пределы частноправового и публичноправового регулирования публичных услуг и технологии дебюрократизации механизма предоставления публичных услуг в свете реализации программы открытого правительства в России. Рассмотрены концептуально-правовые и методологические основы исследования развития правового сервиса в постсоветской России, выявлены теоретико-практические аспекты оптимизации правового сервиса в условиях переходного государства на примере правового регулирования деятельности по оказанию публичных услуг, правокультурной легитимация цивилизованного лоббизма и медиации. Проведен анализ функциональных и институциональных возможностей и свойств электронного правительства. Особое внимание уделено злоупотреблению властью, которое рассматривается как угроза развитию правового сервиса. Выявлены особенности национальной и провинциальной специфики формирования разработки административных регламентов на примере многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг. Сформулированы и обоснованы аргументы в пользу нормативно-ценностная модели цивилизованной лоббистской деятельности как вида правового сервиса, а также проанализирована специфика правокультурной легитимации институтов лоббизма, последствий и результатов его юридическо-политической деятельности. Исследована конфликтогенность и противоречивость правомодернизационных форм оказания государственных услуг в рамках административной реформы РФ. Дана авторская интерпретация политико-правовых технологий трансформации и оптимизации отечественной системы государственного управления. За время всего научно-исследовательского периода исполнителями были посещены с целью сбора информации библиотечные фонды г. Таганрога, г. Ростова-на-Дону, г. Москвы, Санкт-Петербурга и д.р. Результаты научных исследований нашли свое отражение 3х монографиях (Формы и методы сервисного управления в постсоветской России: проблемы повышения качества оказания государственных услуг; Правовой сервис в России: теоретико-методологические и историко-правовые проблемы институционального развития; Проблемы и противоречия развития государственного управления в современной России). За весь срок выполнения проекта при поддержке фонда РГНФ было опубликовано 18 статей в реферируемых изданиях (Философия права, Современные проблемы науки и образования, Фундаментальные исследования, Юристъ-Правоведъ, Северо-кавказский юридический вестник), 36 публикаций в иных изданиях, Подготовлен и опубликован сборник статей «Парадигмальные основания и стратегии трансформации системы государственного управления и оказания публично-правовых услуг населению в современной России». Подготовлены и опубликованы результаты исследования в 2х учебных пособиях, опубликованы сборники материалов межкафедральных круглых столов «Особенности оказания государственных и муниципальных услуг в современной России»; «Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного управления в современной России». В целом, организованы и проведены 10 межкафедральных круглых столов в которых принимали участие представители таких вузов как: ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», Южного федерального университета, РЮИ МВД, ТИУиЭ. Круглые столы были проведены по следующим тематикам: «Правовые основы деятельности многофункциональных центров. Проблемы и перспективы оказания государственных и муниципальных услуг»; «Роль и значение бюрократического лоббизма при оказании государственных и муниципальных услуг»; «Национальные основы правового сервиса: теория и практика»; «Правовой сервис в России: от правовой услуги до судебного лоббизма. Проблемы и перспективы институционального развития»; «Развитие концепции сервисного государства и технологий управления в современной России: концептуально-правовые и институционально-технологические проблемы»; «Сервисное государство как система инновационных технологий противодействия коррупции и бюрократизации государственной власти в России»; «Правовые и неправовые формы государственного управления»; «Методы государственного управления»; «Критерии оценки эффективности государственного управления»; «Причины реформирования государственной службы». Проведены 20 открытых проблемных лекций: «Парадигмальные основы трансформации системы государственной власти и управления современной России»; «Модернизационная парадигма трансформации государственного управления и системы оказания государственных услуг»; «Проблемы интеграции интересов бюрократии в систему права как причина неэффективности правовых институтов сервисного государства»; «Сервисная концепция оптимизации государственного управления и публично-правовых практик взаимодействия власти и населения»; «Особенности оказания государственных услуг: в контексте сервисного подхода в системе государственного управления»; «Правокультурная легитимация институтов лоббизма, результаты его юридико-политической деятельности в условиях сервисного государства»; «Виды и модели лоббизма политико-правовой институционализации лоббизма в сервисном государстве»; «Историко-правовой анализ становления публично-правового управления»; «Современная эволюция публично-правового управления»; «Особенности современного этапа административного реформирования»; «Концепция сильного государства в контексте модернизации системы государственного управления в РФ»; «Феномен бюрократизации: бюрократическое и сервисное государство»; «Концептуально-правовая интерпретация регионального управления и безопасности»; «Современные процессы регионализации управления и безопасности»; «Конфликтологический анализ публично-правового управления и безопасности РФ»; «Политическая и правовая активность граждан как платформа сервисного государства»; «Формы и методы повышения качества государственных услуг на примере политической и правовой активности граждан РФ»; «Контроль и надзор как методы эффективного государственного управления в сфере правового регулирования по оказанию государственных и муниципальных услуг»; «Понятие и содержание общественного контроля как метода повышения качества государственных услуг»; «К проблеме развития системы электронного правосудия в России как элемента архитектуры сервисного государства. Организованы и проведены 4 дискуссионные заседания и 6 дискуссионных семинаров: «Информационная открытость интернет представительств федеральных органов исполнительной власти»; «Мониторинг качества и доступности государственных услуг»; «Электронное государство в контексте институциональных реформ»; «Инструменты и технологии повышения качества государственных и муниципальных услуг»; «Принципы правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг»; «Финансовые основания и природа платежей за оказание публичных услуг»; «Формы предоставления публичных услуг как вид государственного управления»; «Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства»; «Развитие правового сервиса и общей коммерциализации деятельности российского государства»; «Основы, принципы и стратегии развития сервисного государства».