КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер13-14-36001

НазваниеРечевой портрет воронежских студентов (на материале электронного корпуса текстов "Россия и мир глазами воронежских студентов")

РуководительЗагоровская Ольга Владимировна, Доктор филологических наук Профессор

Организация финансированияФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный педагогический университет", Воронежская обл

Года выполнения2013

КонкурсРегиональный конкурс "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2013 – Воронежская область

Тип проектаа(р) - проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами или отдельными учеными (региональный конкурс)

Область знания, код классификатора04 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ; ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, 04-120 - Языкознание

Ключевые словаязыковая личность, речевой портрет, речевое поведение, современное состояние языка, корпусная лингвистика, аннотированный корпус текстов, социолингвистика, неономинация, метаразметка

Код ГРНТИ16.01.11

Номер государственной регистрации01201372064


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроект направлен на создание коллективного речевого портрета определенной социальной группы - студентов. Цель проекта – дать анализ специфичных для современного воронежского студенчества особенностей в выборе и наборе языковых единиц, а также особенностей речевого поведения. Речь студентов особенно интересна исследователям в силу того, что именно в речи студентов, самой мобильной части общества, намечаются будущие тенденции развития языка, в связи с чем особенное внимание в проекте уделяется проблемам неологии, выявлению и описанию описанию неономинаций. Одной из задач проекта создатели видят сравнение результатов анализа речевого портрета воронежских студентов с данными о речевых портретах студентов других регионов, выявление общих черт и отличительных особенностей. Материалом для исследования является специально создаваемый аннотированный электронный корпус текстов студенческих эссе "Россия и мир глазами воронежских студентов", который сам по себе может служить источником ценной лингвистической, культурологической и социологической информации.

Ожидаемые результатыСерия статей в ведущих рецензируемых изданиях и сборниках конференций


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов Наиболее существенными результатами выполненных исследований являются следующие. 1. На основе специально разработанной теоретической концепции и собранного языкового материала, переведенного в электронную форму, создан электронный корпус студенческих эссе «Россия и мир глазами воронежских студентов» - ЭКСЭ (первая очередь). Названный корпус представляет собой справочно-информационную систему, включающую в себя представленные в электронной форме тематически организованные тексты-эссе на русском языке, снабженные научным аппаратом и отражающие мировосприятие российском молодежи второго десятилетия XXI века. В структуру ЭКСЭ входят: а) специализированная текстовая база данных; б) справочно-информационная база данных об авторах представленных текстов; в) комплекс лингвистических алгоритмов и программ. Специализированная база данных представляет собой упорядоченную совокупность текстов-эссе, созданных воронежским студентами во втором десятилетии XXI века и объединенных единой темой «Россия и мир глазами российской молодежи». Внутри единой тематической базы данных выделяются отдельные модули и их составляющие, формирующиеся по общности заданных микротем: «Экономическая система в современной России», «Духовная культура в современной России», «Массовая культура в современной России», «Будущее России», «Образование в современной России» и пр. Список микротем и их составляющих является открытым. Специализированная текстовая база данных включает в себя более 1000 текстов. Общий объем языкового материала, представленного в электронном корпусе «Россия и мир глазами воронежских студентов», - более 1,5 млн словоупотреблений. Справочно-информационная база данных электронного аннотированного корпуса студенческих эссе представляет собой совокупность сведений об авторах текстов, содержащую социобиографическую информацию (пол, возраст, родной язык, специальность), а также результаты психологического тестирования (многофакторный опросник Кеттела, тесты на скрытую агрессию, депрессию и пр.) Комплекс лингвистических алгоритмов и программ ЭКСЭ представлен традиционными программными средствами, используемыми в корпусной лингвистике (прежде всего грамматическими и синтаксическими анализаторами). 2. На основе проведенного количественно-качественного анализа собранного фактического языкового материала (тексов-эссе) с применением программ-анализаторов и использованием статистических инструментов выявлены наиболее частотные и наиболее характерные языковые и речевые явления, которые могут рассматриваться как особенности речевого портрета современного воронежского студента, а также как основа создания типовой модели речевого портрета современного российского студента. 3. Разработана концепция «Многоаспектного автоматизированного словаря воронежских студентов», который может рассматриваться как способ изучения речевого портрета названной социальной группы и как способ его целостной репрезентации, а также экспериментальный проект «Многоаспектного автоматизированного словаря воронежских студентов». 4. В рамках исследований по проекту «Речевой портрет воронежских студентов (на материале электронного корпуса «Россия и мир глазами воронежских студентов»)» выполнены работы по созданию сайта Регионального центра русского языка при Воронежском государственном университете с целью расширения базы респондентов и совершенствования методов сбора фактического материала, необходимого для более полного сбора сведений, касающийся речевого портрета воронежских студентов. В настоящее время сайт создан (http://ruscentre.nsknet.ru/), ведется его наполнение (включая специальную страницу по научным проектам) и разработка специального опросника по «Речевой паспорт воронежских студентов» для размещения на данном сайте. Задачи проекта выполнены, цель достигнута. Выполнение научно-исследовательских работ по проекту подтвердило гипотезу о соответствии многих характеристик коллективной языковой личности воронежских студентов соответствующим характеристикам языковой личности студентов других регионов России. Сказанное касается широкого использования заимствованной и сниженной лексики, упрощенных синтаксических конструкций, языковой игры, связанной с единицами всех уровней языковой системы, широкого использования виртуальной речевой коммуникации, начинающей вытеснять реальное речевое общение, и некоторых других. Вместе с тем проведенные исследования выявили региональные особенности речевого портрета воронежских студентов. К числу таких особенностей, прежде всего, относится сохранение в языковом сознании многих воронежских студентов и в их активном лексиконе региональных языковых единиц, представленных диалектными лексемами, а также достаточное знание лексики морально-нравственного содержания, не входящей в настоящее время в разряд частотной. Проведенные исследования доказали возможность лексикографической репрезентации речевого портрета социальной группы в специальном многоаспектном автоматизированном словаре, созданном на базе теоретической концепции лексикографической параметризации языка (речи). Результаты выполненных исследований могут найти применение не только в лингвистических исследованиях (например, при изучении проблем социальной дифференциации языка и особенностей его функционирования на рубеже XX-XXI веков, проблем языковой личности и культуры речи современных носителей русского языка, текстоведения и корпусной лингвистики), но и в культурологии, социологии, психологии, истории и других областях современного гуманитарного знания, а также в лексикографической практике, практике преподавания русского языка как родного и иностранного, при разработке вопросов психологической и лингвистической судебных экспертиз. Результаты выполненных по проекту исследований создают основу для возникновения двух новых направлений научных изысканий, которые могут быть названы лексикографическим портретированием социальной группы и корпусной лингвокультурологией. Первое из названных направлений ориентировано на лексикографическую параметризацию коллективной языковой (речевой) личности; второе – на решение проблем взаимосвязи языка и культуры народа и отражения в языке мировосприятия современной российской молодежи методами корпусной лингвистики.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Загоровская О.В. , Шевченко И.С. , Старославянская лексика морально-нравственного содержания в речевом портрете современных воронежских студентов, Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы VII международной научно-практической конференции (25-26 октября 2013 года), ВГПУ, Воронеж, 2013, 33 - 39- Русский
Научная статья: Загоровская О.В. , РЕЧЕВОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ, ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ВГУ, Воронеж, 2013, 2, 174 - 177- Русский
Научная статья: Литвинова Т.А. , ФОРМАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОРА ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА, Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013/, Грамота , Тамбов, 2013, 12, 30, 132 - 135- Русский
Научная статья: Загоровская О.В. , Максимов И.М. , Литвинова Т.А. , Диалектная лексика в речевом портрете воронежских студентов, Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы VII международной научно-практической конференции (25-26 октября 2013 года), ВГПУ, Воронеж, 2013, 105 - 110- Русский
Научная статья: Литвинова Т.А. , Рыжкова Е.С. , Шевченко И.С. , Лантюхова Н.Н. , Профилирование автора текста как одно из стратегических направлений исследований, Вестник Воронежского института ГПС МЧС России, Воронежский институт ГПС МЧС России, Воронеж, 2013, 1, 38 - 41- Русский