КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер15-36-01355

НазваниеМеханизмы имплицитного научения в условиях социального влияния

РуководительМорошкина Надежда Владимировна, Кандидат психологических наук

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», г Санкт-Петербург

Года выполнения2015 - 2017

КонкурсКонкурс поддержки молодых ученых 2015 года

Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-200 - Психология

Ключевые словакогнитивная деятельность, имплицитное научение, перцептивная категоризация, социальная перцепция, обратная связь, социальное влияние, конформизм

Код ГРНТИ15.21.31

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроект посвящён исследованию протекания процессов имплицитного научения в социальном контексте. Планируется изучение влияния мнения группы на формирование, проявление и сохранение имплицитных перцептивных категорий по сравнению с самостоятельным индивидуальным выполнением задания. Проблема специфичности функционирования психики в социальном контексте обсуждается в самых широких кругах наук о человеке: от социальной психологии до нейробиологии. Однако в большинстве работ исследуется изменение мнения индивида относительно единичных стимулов. В данном проекте планируется оценить, возможно ли изменение имплицитно усвоенных категорий под влиянием мнения группы. Роль данного фактора будет исследоваться как в формировании имплицитного знания, так и в его переносе на классификацию новых объектов. В результате проекта будут описаны механизмы влияния социальных факторов на протекание неосознаваемых процессов. Будет описана их специфичность и место в общей архитектуре когнитивной системы человека. В случае если будет показана специфичность социального влияния даже на уровне неосознаваемых когнитивных процессов, это будет важным шагом вперёд в данной области. Результаты проекта будут представлены в виде серии статей в рецензируемых журналах, а также на российских и международных научных конференциях. В ходе проекта будут разработаны материалы для проведения исследований в области социальной перцепции (база стимулов), которые также будут обнародованы.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовОсновная цель проекта – проверка предположения о том, что имплицитное научение может быть одним из механизмов, обеспечивающих конформное поведение, усвоение социальных норм и стереотипов, навязываемых обществом и массмедиа. На подготовительном этапе был проведен анализ литературы по проблеме, опубликована серия обзорных статей. Мы выделили два направления для экспериментальных исследований: изучение влияния социальной обратной связи (мнения других людей) на имплицитное научение в социальной перцепции лиц, а также исследование влияния диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в задаче категоризации визуальных стимулов. Для целей проекта создана база фотоизображений лиц “RuNeS Faces” (Морошкина и др., 2017). База включает 105 погрудных фотопортретов 55 девушек в возрасте от 17 до 27 лет. Проведено пилотажное исследование физиогномических и стилевых предикторов, лежащих в основе социальных оценок женской привлекательности и воспринимаемого интеллекта. Две независимые группы респондентов в возрасте от 17 до 33 лет оценивали воспринимаемый интеллект (140 чел.) и привлекательность (93 чел.) изображенных на фото моделей. Полученные средние оценки учитывались в дальнейшем при подборе обучающих и тестовых серий стимулов для основных исследований. Проведена серия экспериментов с использованием методики усвоения неявных ковариаций в социальной перцепции лиц (Lewicki, 1986; Карпов, Морошкина, 2014). Все эксперименты состояли из обучающего и тестового этапов. На обучающем этапе испытуемым предъявлялся для запоминания ряд женских фотопортретов с якобы их оценками привлекательности или воспринимаемого интеллекта, которые в действительности коррелировали с типом прически девушек (неявная ковариация). Данные испытуемых, осознавших наличие ковариации, были исключены из анализа. На тестовом этапе испытуемые самостоятельно оценивали привлекательность и/или воспринимаемый интеллект новых девушек-моделей по предъявленным фотоизображениям. В качестве зависимой переменной измерялась степень смещения оценок испытуемых в сторону навязанной на обучающем этапе ковариации. В качестве независимых переменных варьировались следующие параметры: 1) источник информации об оценках на обучающем этапе (мнение других людей, ссылка на объективные данные, ссылка на случайное число, сгенерированное компьютером); 2) тип неявной ковариации; 3) степень соответствия оценок на обучающем этапе априорным критериям женской привлекательности и воспринимаемого интеллекта, выявленным с помощью фокус-групп; 4) оцениваемый параметр (привлекательность, воспринимаемый IQ, оба параметра). Получены следующие основные результаты. Информация об источнике предъявленных на обучающем этапе оценок (мнение других людей или несоциальные источники) не влияла значимо на имплицитное научение, научение наблюдалось вне зависимости от типа инструкции. Однако имплицитное научение не наблюдалось в тех случаях, когда испытуемые выразили свое несогласие с предъявленными на обучающем этапе оценками (Морошкина и др., 2016). Нами также обнаружена корреляция между вероятностью имплицитного научения и таким параметром когнитивного стиля испытуемых, как импульсивность/рефлексивность. Согласно полученным результатам, импульсивные испытуемые с большей вероятностью усваивают неявные ковариации и опираются на них при оценке психологических характеристик другого человека по его фотоизображению. При этом скорость ответа как импульсивных, так и рефлексивных испытуемых выше в случае опоры на навязанную на обучающем этапе неявную ковариацию (Морошкина, Карпов, 2015). Также нами впервые обнаружен перенос неявной ковариации с оценки привлекательности на оценку воспринимаемого интеллекта, что, возможно, говорит об участии механизмов имплицитного научения в формировании гало-эффекта привлекательности (Морошкина и др., 2017b; Шаталина и др., 2017). Проведенные исследования показывают, что, во-первых, конформизм может базироваться не только на механизме научения с подкреплением, как было предложено ранее (см., например, Klucharev et al. 2009), но также и на имплицитном научении. Во-вторых, имплицитное научение происходит автоматически независимо от контекста (социальный или нет). Однако критический анализ поступающей информации может предотвратить усвоение неявных ковариаций в запоминаемом материале. Исследование влияния диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний при совместном решении задач категоризации показало, что имплицитное научение может проявляться не только при индивидуальной работе, но и в процессе диадного взаимодействия. При этом в отсутствии объективной обратной связи, в качестве таковой выступает совпадение собственного ответа с ответом партнера, что способствует закреплению имплицитного знания и увеличивает вероятность его применения впоследствии (Тихонов, Морошкина, 2015; Тихонов, Морошкина, 2016). Результаты проекта были представлены в 12 публикациях и обсуждались на четырех российских и двух международных конференциях.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Тезисы доклада/выступления: Тихонов Р.В. , Морошкина Н.В. , Влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний, Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 16 июня 2015 г., ООО "Буки Веди", Москва, 2015, 428 - 433- Русский
Научная статья: Морошкина Н.В. , Иванчей И.И. , Карпов А.Д, , Овчинникова И.В. , Тихонов Р.В. , Разработка и апробация базы фотоизображений женских лиц для исследований в области социальной перцепции, Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г., М, 2017, 539 - 544- Русский
Тезисы доклада/выступления: Морошкина Н.В. , Карпов А.Д. , Внешняя привлекательность и воспринимаемый интеллект: роль имплицитного научения, Седьмая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов., Светлогорск, 2016, 307 - 309- Русский
Научная статья: Морошкина Н.В. , Тихонов Р.В. , Шаталина Д.Д. , Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения., Материалы Всероссийской конференции "Когнитивные исследования на современном этапе" (КИСЭ - 2017), Казань, 2017- Русский
Научная статья: Морошкина Н.В. , Иванчей И.И. , Тихонов Р.В. , Карпов А.Д. , Овчинникова И.В. , Разработка и апробация «Российской базы Нейтральных и Улыбающихся женских лиц (“RuNeS Faces”), Экспериментальная психология, М., 2017- Русский
Монография: Морошкина Н.В. , Иванчей И.И. , Карпов А.Д. , Имплицитное научение, Избранные разделы психологии научения: коллективная монография, М, 2017, 223 - 275- Русский
Научная статья: Морошкина Н.В. , Иванчей И.И. , Карпов А.Д. , Овчинникова И.В. , Логический и интуитивный режимы познавательной деятельности в исследованиях имплицитного научения, Современные исследования интеллекта и творчества.Под общей редакцией: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная, ИП РАН, Москва, 2015, 78 - 92- Русский
Научная статья: Тихонов Р.В. , Овчинникова И.В. , Роль социального взаимодействия в процессах научения, Петербургский психологический журнал, Санкт-Петербург, 2016, 17, 172 - 186- Русский
Тезисы доклада/выступления: Шаталина Д.Д. , Тихонов Р.В. , Морошкина Н.В. , Гало-эффект привлекательности - аффорданс или косвенный вывод?, Аффорданс: ожидание, возможность, ограничение? Материалы Всероссийской научной конференции, Ярославль, 8‐10 декабря 2017 г., Ярославль, 2017, 149 - 157- Русский
Научная статья: Морошкина Н.В. , Карпов А.Д. , Роль когнитивного стиля импульсивность-рефлексивность в имплицитном научении (на примере задач социальной перцепции), Экспериментальная психология, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", Москва, 2015, 4, 61 - 76- Русский
Научная статья: Тихонов Р.В. , Морошкина Н.В. , Имплицитное научение в условии диадного взаимодействия, Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика., Издательство Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург, 2016, 4, 75 - 87- Русский
Тезисы доклада/выступления: Морошкина Н.В. , Иванчей И.И. , Карпов А.Д. , Овчинникова И.В. , Тихонов Р.В. , Роль критической установки в усвоении неявных ковариаций при формировании первого впечатления, Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25–29 октября 2016 г., в 2-х томах., Айсинг, Санкт-Петербург, 2016, 2, 94 - 95- Русский