КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер15-03-00733
НазваниеТеория и история цветового проектирования городского пространства
РуководительГрибер Юлия Александровна, Доктор культурологии Доцент
Организация финансированияФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленский государственный университет", Смоленская обл
Года выполнения2015 - 2017
КонкурсОсновной конкурс 2015 года
Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными
Область знания, код классификатора03 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, 03-180 - Философия, теория культуры. Философская антропология
Ключевые словаЦветовое проектирование, цвет, город, городское пространство, культура
Код ГРНТИ04.51.51
Номер государственной регистрации
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияПроект направлен на изучение цвета городского пространства как целостного и самостоятельного феномена культуры, культурфилософское осмысление опыта символико-образной манифестации идеологических постулатов, определение места и роли цветовых доминант города в системе социокультурных символов и, в целом, на создание теоретической базы, способствующей развитию цветового проектирования и управления городской колористикой. В ходе исследования будет уточнена методология изучения цветовых слоев города, проведен историко-культурный анализ стратегий формирования цветового поля городской культуры. Будет систематизирован комплекс документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы проектирования цветового пространства города; проведен двухуровневый анализ изменений принципов цветового проектирования городского пространства: в синхронии и в диахронии. Будет разработано экспериментальное обоснование методологии изучения культуры городской колористики; проведена оценка в ходе серии социально-психологических экспериментов антропологических перспектив применения искусственных цветовых палитр в проектировании цветового пространства городов; выполнено пилотажное моделирование на основе прогнозов социально-экономического развития цветовой палитры города. Будет разработана теоретическая и методологическая база для успешного использования результатов прогнозирования социально-экономического развития городских территорий в управлении их колористикой (предполагается использовать такие показатели, как результаты оценки развития демографической ситуации в регионах, состояния природной среды, основных факторов производства, величины и динамики спроса населения на товары и услуги, темпов развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности). В качестве основного метода решения задач будет использован системный (комплексный) подход, опирающийся, в свою очередь, на соответствующий методологический арсенал. Важным инструментом данного исследования должен стать компаративный анализ и его методология. Результаты исследования будут опубликованы в серии научных и научно-популярных статей, представлены в сборнике документов, регламентирующих нормы культуры городской колористики "История цветового проектирования городского пространства. Сборник документов", в итоговой монографии «Теория цветового проектирования городского пространства». Практический уровень методологии будет представлять собой комплекс компьютерных экспериментальных методов для определения принципов проектирования цветового пространства города.
Ожидаемые результаты
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатовЦелью проекта являлось изучение цвета городского пространства как целостного и самостоятельного феномена культуры, культурфилософское осмысление опыта символико-образной манифестации идеологических постулатов, определение места и роли цветовых доминант города в системе социокультурных символов и, в целом, создание теоретической базы, способствующей развитию цветового проектирования и управления городской колористикой. Проект позволил решить три основных задачи. Во-первых, провести систематизацию комплекса документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы проектирования цветового пространства города; обобщить опыт социокультурных трансформаций и изучить общественный потенциал культуры городской колористики; провести двухуровневый анализ изменений принципов цветового проектирования городского пространства: в синхронии и в диахронии. Во-вторых, разработать экспериментальное обоснование методологии изучения культуры городской колористики; провести оценку в ходе серии социально-психологических экспериментов антропологических перспектив применения искусственных цветовых палитр в проектировании цветового пространства городов; выполнить пилотажное моделирование на основе прогнозов социально-экономического развития цветовой палитры города. В-третьих, создать теоретическую и методологическую базу для успешного использования результатов прогнозирования социально-экономического развития городских территорий в управлении их колористикой. Главным результатом проекта стало теоретическое и практическое обоснование культуры городской колористики. С одной стороны, сформирован и систематизирован комплекс документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы проектирования цветового пространства города. Проведена систематизация собранных документов. Обобщен опыт социокультурных трансформаций. Изучен общественный потенциал культуры городской колористики. Представлен анализ развития культуры цветового проектирования городского пространства в синхронии и диахронии. На основе анализа комплекса документов создана теория, основания которой составили философия, логика, психология, этика, эстетика городской колористики. Дана характеристика процесса формирования городской колористики в культуре, описаны его особенности и условия. Выделены пространственные нормы городской колористики. Представлена логическая структура цветового поля города. Охарактеризованы субъекты, объекты, предмет, средства, формы и методы формирования цвета городского пространства. Описана временная структура процесса колористики города, определены его фазы, стадии, этапы. Представлена система методов, методик, способов и средств организации цветового пространства города. Выделены основные принципы организации городской колористики и показана их специфика. Определены онтологические и эпистемологические аспекты осмысления феномена цвета городского пространства в контексте социального опыта культуры и культурфилософского научного дискурса. С другой стороны, практический уровень методологии представляет собой комплекс экспериментальных методов для определения антропологических перспектив революционного проектирования цветового пространства города, включающий: алгоритм оценки существующего состояния цветового пространства и степени цветовой загрязненности городской среды на основе когнитивных карт и стратегии ассоциативного эксперимента; алгоритм оценки эффективности вводимых цветовых ограничений и последствий табуирования отдельных цветов, оттенков или определенных цветовых характеристик на основе клеточного, фрактального и маломасштабного компьютерного моделирования ограничения палитры по тону или насыщенности; алгоритм анализа механизмов участия цвета в процессе преобразования заброшенных, запущенных городских территорий в эксклюзивные городские районы, путем изменения их непривлекательного образа на основе нарушающего правила эксперимента и социально-психологической оценки последствий процесса джентрификации. Организована и проведена серия социально-психологических экспериментов для оценки существующего состояния цветового пространства и степени цветовой загрязненности городской среды; эффективности вводимых цветовых ограничений; антропологических перспектив применения искусственных цветовых палитр в проектировании цветового пространства городов. Выполнено модельное описание значимых цветовых ограничений для оценки набора структурных параметров. Проведен сравнительный анализ этих параметров для известных типов законодательных ограничений цветовых выборов в городском пространстве. Впервые в отечественной и зарубежной науке проведена практическая экспертиза цветовых рисунков городов и оценка антропологических перспектив применения искусственных цветовых палитр. Выделены и описаны основные модели городской колористики – японская, монохромная, адаптивная, северная. Показана специфика моделей с точки зрения их масштаба, пространственных норм, структуры и содержания палитры, принципов и правил сочетания разрешенных оттенков. Результаты исследования представлены на 16 международных конференциях в России и за рубежом, опубликованы в 18 научных статьях в журналах, индексируемых в системах цитирования Web of Science, Scopus, ERIH, РИНЦ и включенных в перечень ВАК России. Изданы три сборника научных работ, сборник документов и материалов, закрепляющих и разрабатывающих принципы проектирования цветового пространства города. Опубликована итоговая монография проекта.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА