КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер12-36-01294

НазваниеМеханизмы субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач

РуководительФилиппова Маргарита Георгиевна, Кандидат психологических наук

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», г Санкт-Петербург

Года выполнения2012 - 2014

КонкурсЦелевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 года

Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии

Ключевые словаметакогнитивные процессы, субъективная оценка, мета-знания, эмоции, сознание, восприятие, память

Код ГРНТИ15.21.41

Номер государственной регистрации01201265217


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияОсновной целью проекта является выяснение механизмов субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач. Хотя каждой человек способен в той или иной степени оценить, насколько точны его воспоминания, насколько правилен его ответ, или насколько точно его восприятие окружающих объектов, экспериментальные исследования демонстрируют парадоксальность подобного рода оценок, не объясняющуюся существующими теориями. На основании подхода к пониманию сознания, развиваемого в работах В. М. Аллахвердова, и современных представлениях о роли эмоциональных процессов в познавательной активности коллективом авторов проекта предлагается новая модель механизмов субъективной оценки. Задачей данного проекта является проверка предложенной модели на материале простых когнитивных задач и выявление границ ее применимости.

Ожидаемые результатыПо результатам проекта планируется к публикации серия статей.


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовПолучены данные в пользу гипотезы об эмоциональной природе чувства уверенности. В ряде экспериментов обнаружены корреляции эмоциональной оценки стимула и уверенности, а также – корреляции эмоциональной оценки стимулов и правильности ответов. Найдены подтверждения того, что обе взаимосвязи объясняются одними и теми же латентными переменными. Иными словами, обнаружено, что одна из ключевых характеристик уверенности, а именно различение правильных и неправильных ответов, характерна и для эмоциональной оценки. Более того, те же характеристики стимула, которые определяют уверенность в ответе, определяют и его эмоциональную оценку. Полученные данные позволили нам вынести предположение о том, что эмоциональная оценка стимулов может быть опосредована результатами когнитивной деятельности и, по всей видимости, играет роль подкрепления собственной перцептивной гипотезы. Установлено, что изучаемый эффект (зависимость предпочтения стимулов от результатов их опознания) распространяется не только на эмоционально нейтральные стимулы, но также и на позитивные и негативные стимулы. Результаты проведенного исследования показали, что вне зависимости от того, используются ли позитивные, негативные или нейтральные изображения, те из них, которые опознаны правильно, испытуемые оценивают выше опознанных ошибочно. В серии экспериментов с использованием как однозначного, так и многозначного рисуночного материала выявлен эффект субъективного узнавания. Данный эффект состоит в более высокой оценке стимулов, опознанных как знакомые (вне зависимости от реальной правильности опознания), по сравнению с опознанными как новые, незнакомые. Выявлено наличие эффекта субъективного узнавания в случае, когда задача эмоциональной оценки изображений следует за их узнаванием, и его отсутствие в случае, если оценка предшествует узнаванию. Отсутствие влияния эмоциональной оценки стимулов на результаты их опознания позволило нам отвергнуть контрпредположение, согласно которому испытуемые не узнают стимулы, которые им не нравятся. Выявлено, что изменения оценки и уверенности в задаче узнавания двойственных изображений подвержены тем же закономерностям, что и однозначных изображений. Во-первых, субъективно знакомые стимулы оцениваются более высоко, нежели субъективно незнакомые. Во-вторых, узнавание как ранее осознанных, так и неосознанных значений сопровождается большей степенью уверенности, нежели их неузнавание. Причем, в отличие от условий с использованием однозначного рисуночного материала в данном случае эти эффекты не пропадают от перестановки местами блоков заданий на классификацию, оценку и узнавание, что мы связываем с тем, что задача классификации для двойственных изображений сопоставима с задачей узнавания для однозначных. С использованием разных эмоциональных стимулов (приятных и неприятных лица, а также консонантных и диссонантных звуков) показана возможность влияния эмоциональных оценок стимулов на субъективную оценку эффективности выполнения нерелевантных задач. В экспериментах с чередованием двух задач: эмоциональной оценки лиц/звуков и идентификации сходства/различия предъявленных карт (с указанием степени уверенности в ответе) было установлено, что степень уверенности испытуемых в задаче сопоставления карт выше, когда она следует за консонантным звуком или приятным лицом, нежели за диссонантным звуком или неприятным лицом. Данная результат согласуется с наших предположение о том, что если оценки уверенности содержат в себе эмоциональный компонент, то аффект, связанный с иррелевантным объектом, может смешиваться с аффектом, относящимся к решаемой задаче. В исследовании с использованием задачи решения арифметических примеров было подтверждено, что одним из свойств субъективной оценки эффективности деятельности является различение правильных и неправильных ответов. Используя анализ времени реакции и вероятности повторения ответа при решении арифметических примеров, нами были получены свидетельства в пользу того, что человек может неосознанно различать не только правильные и неправильные ответы, но также и то, давал он их в предыдущем решении или нет. Для проверки гипотезы о влиянии степень неопределенности в момент принятия решения на оценки объектов была проведена серия исследований, в качестве основной задачи в которой использовалась задача зрительного поиска. Было обнаружено, что на оценки целевых объектов влияет не степень схожести цели и дистракторов как таковая, а противоречие, вызванное необходимостью реагировать на цель, обладающую признаками ранее относимыми к дистрактору. В целом, нам удалось показать, что в случае, когда объект, который человек ранее вынужден был игнорировать, становится целевым, его аффективные оценки оказываются более негативными в сравнении с ситуацией, когда данный объект ранее был целью или иррелевантным по отношению к задаче. Это говорит о том, что как и в случае с ошибками, ключевым компонентом, приводящим к появлению негативного аффекта, является конфликт, связанный с неопредлеленностью при принятии решения. Также в рамках реализации проекта на факультете психологии СПбГУ организован семинар, посвященный обсуждению проблемы механизмов субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач. По итогам исследований опубликовано 6 тезисов к конференциям (и ещё одни приняты к печати) и подготовлено к печати 6 статей, в том числе три статьи – в журналах, входящих в наукометрические базы Web of Science Core Collection ) и SCOPUS. Из подготовленных к печати статей, 5 уже опубликованы. Результаты одной из этих работ освещены в электронном издании «Наука и Технологии России – STRF.ru». Таким образом, заявленный план работ выполнен полностью.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Четвериков А.А. , Одайник А.С. , Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: Часть 1. Теории дополнительной оценки и теории частичного доступа, Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 16. Психология. Педагогика, Издательство Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург, 2013, 3, 55 - 62- Русский
Научная статья: Четвериков А.А. , Филиппова М.Г. , Чернов Р.В. , Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как белка, мало чем отличается от белки обычной, Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014, 1, 11, 66 - 85- Русский
Научная статья: Четвериков А.А. , Филиппова М.Г. , Being certain feels good: The affective side of confidence, Acta Psychologica, 2012- Английский
Сборник докладов/материалов: Одайник А.С. , Исследование последействия выбора в парадигме «подтверждения ответов» , Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления. Труды четвертой конференции молодых ученых памяти К. Дункера, Москва, 2013- Русский
Тезисы доклада/выступления: Четвериков А.А. , Kristjánsson Á. , Search history influences choosing and liking: bias towards target is provided by distractor repetition while liking is decreased after distractor-to-target switch, Perception 43 ECVP Abstract Supplement, 2014, 120 - 120- Английский
Тезисы доклада/выступления: Четвериков А.А. , Филиппова М.Г. , Как приятно оказаться правым: об эмоциональной стороне уверенности, Тезисы докладов на семинаре "Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы", С.-Петербург, 9-10 ноября 2012 г., СПб, 2012- Русский
Научная статья: Четвериков А.А. , Филиппова М.Г. , How to tell a wife from a hat: Affective feedback in perceptual categorization, Acta Psychologica, 2014, 151, 206 - 213- Английский
Научная статья: Четвериков А.А. , Филиппова М.Г. , Affect as a cue for confidence, Acta Psychologica, 2014- Английский
Тезисы доклада/выступления: Четвериков А.А. , Оценка стимулов и уверенность в ответе после принятия решения в задаче узнавания, Экспериментальный метод в структуре психологического знания, Институт психологии РАН, М., 2012, 168 - 173
Научная статья: Четвериков А.А. , Одайник А.С. , Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: Часть 2. Теории косвенной оценки, Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика, 2014, 1, 117 - 125- Русский
Тезисы доклада/выступления: Четвериков А.А. , Филиппова М.Г. , Йоханнессон О. , Кристьянссон А. , Шмонина О.Д. , Клайман В.О. , Фёдорова А.И. , Изменение аффективных оценок альтернатив при принятии решения в простых когнитивных задачах, Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23 – 27 июня 2014 г. (2014), Калининград, 2014, 722 - 723- Русский
Тезисы доклада/выступления: Четвериков А.А. , В поисках гипотез: влияние истории зрительного поиска на формирование предпочтений, Тезисы докладов на семинаре "Эффекты предыстории и функции внимания", 25-28 октября 2013 г., С.-Петербург, С.-Петербург, 2013
Сборник докладов/материалов: Четвериков А.А. , Affective evaluation as a marker of implicit knowledge, Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 16. Психология. Педагогика, 2014, 4- Английский
Научная статья: Четвериков А.А. , Kristjánsson Á. , History effects in visual search for monsters: Search times, choice biases, and liking, Attention, perception & psychophysics, 2014- Английский