КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер14-06-00349

НазваниеРазработка и оценка эффективности методов психологической коррекции коммуникативного поведения детей, основанных на традициях русского фольклора

РуководительБелопольская Наталия Львовна, Доктор психологических наук Профессор

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", г Москва

Года выполнения2014 - 2016

КонкурсОсновной конкурс 2014 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии

Ключевые словапсихологическая коррекция, дети с нарушением коммуникативного поведения, традиционные русские игры, пестование, хороводные игры, русский фольклор

Код ГРНТИ15.81.99

Номер государственной регистрации001201162655


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроект предполагает изучение традиционного русского детского фольклора и отдельных описываемых им способов общения в диаде: мать-ребенок и ребенок-взрослые- дети для адаптации их к решению проблем нарушения коммуникаций у современных детей. Анализируются свойства традиционных русских игр с детьми разного возраста (раннего и дошкольного), которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития и психологической коррекции коммуникативного поведения. Оцениваются такие психологические возможности традиционных игр как структура игрового пространства, ритмичность, эмоциональность и активность участников. Доказывается, что применение детского фольклора соответствует принципу системности и подтверждает известное положение Л.С.Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Традиционные фольклорные игры рассматриваются как целостные системы, стимулирующие развитие ребенка с различными причинами нарушений коммуникативного поведения.

Ожидаемые результатыПредполагается получить важные результаты о способах общения современных матерей со своими детьми раннего и дошкольного возраста. Будет изучена зависимость между формированием неадекватного общения современных дошкольников и способами общениях матерей с детьми в семье. Анализу будут подвергнуты способы общения матерей, имеющих детей с нормативным развитием и с различными нарушениями психического развития. Планируется преобразование традиционных игровых форм коммуникации в научно обоснованные методы психологической коррекции. Ставится задача разработки игровых систем, обеспечивающих коррекцию коммуникативного поведения детей с расстройством аутистического спектра, детей с дефицитом внимания и детей с речевыми нарушениями. Принципиально важным является перспектива применения детских хороводных игр для инклюзии. Планируется издание серии статей.


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовПроведенные в рамках проекта исследования проверяли гипотезу об эффективности использования методов традиционных русских фольклорных детских игр для развития и коррекции коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Были применены два основных вида детских игр: пестование в диаде мать-дитя и развернутый комплекс хороводных игр. Испытуемыми были дети с условно нормативным развитием, имеющие трудности общения, и дети, имеющие разные нарушения психического развития: расстройство аутистического спектра, недоразвитие речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Занятия с детьми проводились как в однородных, так и в инклюзивных группах. В исследовании принимали участие также матери и бабушки детей, испытывающие трудности в общении со своими детьми и внуками. Всего в исследовании приняли участие 184 ребенка и 203 матери и бабушки. Была разработана шкала оценки коммуникативного поведения младших дошкольников. Выделены две основные характеристики оценки поведения в хороводных играх: эмоциональность и произвольность. Внутри этих характеристик оценивались: глазной контакт, тактильный контакт, речевой контакт, соблюдение границ и правил и др. Оценку проводили независимые эксперты до и после проведения цикла занятий. Каждому параметру оценки присваивался балл от 0 до 3. Было доказано, что пестование представляет собой систему практических приемов раннего онтогенетического развития, пригодную как для здоровых детей, так и для детей с задержанным или отклоняющимся развитием. Кроме того, метод «Хороводные игры» позволяет оказывать коррекционное и развивающее воздействие на общение в инклюзивной группе детей дошкольного возраста, создает безопасную и безоценочную среду, полезную как для нормативно развивающихся детей, так и для детей с особыми нуждами. Изменяя содержание игр, его можно применять для работы с детьми, имеющими различные причины нарушений коммуникативного поведения. Таким образом, нам удалось выделить обучающие, коррекционные и развивающие свойства игрового фольклора. Среди них: возможность делать акценты на личностных особенностях ребенка, на экспрессию общения, на соблюдение правил и границ общения, обучение способам и принципам общения со сверстниками и взрослыми, обучение методам коммуникации.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Белопольская Н.Л. , Рубан О.В. , Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры», Дефектология, ООО "Школьная пресса", Москва, 2016, 1, 23 - 30- Русский
Тезисы доклада/выступления: Белопольская Н.Л. , Рубан О.В. , Развитие игрового взаимодействия дошкольников в инклюзивной группе методом "хороводные игры", Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25–29 октября 2016 г., в 2-х томах. Том 1., ИД «ФАРМиндекс», СПб., 2016, 1, 51 - 52- Русский
Научная статья: Литовченко И.С. , Рубан О.В. , РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ НОРМАТИВНОГО И НАРУШЕННОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, Современные представления о психической норме и патологии, Когито-Центр, Москва, 2015, 55 - 61- Русский
Научная статья: Белопольская Н.Л. , Рубан О.В. , Психологическая поддержка матерей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием традиций русского чаепития, Клиническая и специальная психология, МГППУ, Москва, 2015, 3, 4, 64 - 76- Русский
Сборник докладов/материалов: Белопольская Н.Л. , Слепухина А.А. , Безпальчева О.В. , Рубан О.В. , Коррекция коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра с применением системы методов "Фольклорные игры"., Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - :-7 ноября 2014 г./под ред. Т.П.Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. -566с., Университет РАО, Москва, 2014, 417 - 418- Русский
Научная статья: Литовченко И.С. , Белопольская Н.Л. , Рубан О.В. , Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста методом «Хороводные игры», Новое в психолого-педагогических исследованиях, МПСУ, Москва, 2016, 4, 44- Русский
Научная статья: Рубан О.В. , Развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами традиционного детского фольклора, Дефектология, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ • ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО • • ООО «Школьная Пресса», Москва, 2015, 2, 34 - 45- Русский
Научная статья: Белопольская Н.Л. , Рубан О.В. , Брустило И.В. (Шендрик И.В.) , ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МЕТОДОМ ХОРОВОДНЫХ ИГР, ДЕФЕКТОЛОГИЯ, ООО "Школьная Пресса" (Москва), Москва, 2015, 5, 22 - 28- Русский
Научная статья: Белопольская Н.Л. , Слепухина А.А. , Безпальчева О.В. , Рубан О.В. , Русская традиция "пестования" в воспитании современными матерями детей с нормативным и проблемным развитием., Актуальные проблемы психологического знания, Москва, 2014- Русский