КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер15-03-00665

НазваниеМногообразие гуманизма и его путей: поздневизантийское интеллектуальное наследие XIII – XIV вв.

РуководительМакаров Дмитрий Игоревич, Доктор философских наук Профессор

Организация финансированияфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения", г Санкт-Петербург

Года выполнения2015 - 2017

КонкурсОсновной конкурс 2015 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора03 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, 03-180 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словагуманизм, аристотелизм, платонизм, патристика, схоластика, византийская философия, теория идей, универсалии, исихазм, паламизм, логика, антропология

Код ГРНТИ02.91.91

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроект посвящен анализу типологии поздневизантийского гуманизма XIII - XIV вв. Под гуманизмом понимается группа учений, которые либо 1) делают акцент на ценности человека и его жизненного мира, либо 2) высшее проявление человеческой деятельности видят в занятиях, связанных с studia humanitatis, причем, первое может сочетаться (и нередко сочетается) со вторым. На основе предшествующих исследований (выполненных зарубежными исследователями, а также руководителем проекта) выделяется три базовых типа гуманизма в Византии: это светский, или антикизирующий гуманизм; гуманизм светско-христианский; и гуманизм христианский, или теоцентрический. В рамках проекта гипотеза о существовании этих типов гуманизма в Византии будет верифицирована на обширном материале источников. А именно, будет произведено компаративное изучение наследия представителей трех выделенных течений в поздневизантийском гуманизме XIII – XIV вв.: Георгия Акрополита, Никифора Григоры, Феодора Метохита, Никифора Хумна, Ирины-Евлогии Хумнены, Никифора Влеммида, Филофея Коккина, Феофана Никейского, Григория Акиндина, и исследована специфика понимания в сочинениях указанных мыслителей следующих важнейших для XIII – XIV вв. вопросов и проблем: а) теологические вопросы (отношение к паламитскому учению; изводы паламизма и антипаламизма; латинство и антилатинство), вопрос о промысле; б) учение о познании и антропологическая проблематика: учение об универсалиях, учение о природе человека, понимание механизмов познания, учение о мистической интуиции, отношение к исихастским практикам; в) общественная мысль: вопрос о культуре, ее роли в социуме и возможности или невозможности ее теологического обоснования; философия истории; г) отношение к естественным наукам; д) отношение к платонизму, аристотелизму и стоицизму. «Прокл-ренессанс» в поздней Византии и его противники; рецепция томизма у поздневизантийских авторов. (Возможно, в ходе выполнения проекта эта типология будет уточнена). Будут проведены связи между особенностями отношения византийских интеллектуалов к указанным проблемам (а также отношения к другим важнейшим проблемам, если таковые будут найдены) и соответствующими типами гуманизма в Византии. Будет предложен анализ того, по каким критериям в плане отношения к указанным проблемам тот или иной исследуемый в рамках проекта поздневизантийский автор относится к определенному типу гуманизма и по каким критериям он выпадает из этого типа. С учетом накопленного материала будет произведен сравнительный анализ особенностей указанных разновидностей поздневизантийского гуманизма. Проблема типологии гуманизма и наполнения этой категории является одной из ключевых в плане исследования культуры, философии, общественной мысли и интеллектуальных споров в поздней Византии. Проблематика проекта принадлежит к числу первоочередных и фундаментальных в современном византиноведении.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовВ результате трехлетних исследований у членов авторского коллектива сложилось четкое видение типологического своеобразия поздневизантийского гуманизма XIII – XIV вв. и его исторической динамики. В работах Д.И. Макарова, Д. С. Бирюкова, В. М. Лурье, Т. А. Щукина и Д. А. Поспелова были рассмотрены воззрения византийских философов XII – XIV вв. – таких, как Георгий Акрополит, Григорий Кипрский, Варлаам Калабрийский, Феофан Никейский, Григорий Палама, Никифор Влеммид, Каллист Ангелликуд, Никифор Григора, Григорий Палама, Давид Дисипат, Феофан Никейский, Варлаам Калабрийский, Григорий Кипрский, Давид Дисипат, Ирина-Евлогия Хумнена, Феодор Метохит, Филофей Коккин, Николай Кавасила, Григорий Синаит, Никита Стифат, Никифор Хумн, Николай Месарит, Андроник Каматир, Никита Никейский, а также Арий, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Григорий Синаит, Иоанн Х Каматир, Иннокентий III, Герман II, Никита Сеид, Георгий Мосхамбар, Матфей Властарь и некоторые другие. Исходя из нашей гипотезы о наличии в поздней Византии трех основных типов гуманизма - антикизирующего, антично-христианского (синкретического) и теоцентрического - выделена особенность гуманистов второго, антично-христианского типа: в их мышлении и мировоззрении постоянно совершается откат от второго типа гуманизма к первому, иначе говоря, проявляется стремление подчинить христианскую метафизику неоплатонической (особенно учениям Плотина и Прокла). Обращение к таким полузабытым фигурам, как Месарит и Герман II, позволило: а) существенно расширить генеалогию теоцентрических гуманистов XIV в., установить их глубокую преемственность с предшествующей эпохой; б) добавить как минимум два новых имени к списку "паламитов до Паламы". В ходе выполнения проекта было исследовано и показано, в частности, следующее. Было исследовано отношение Григория Паламы к проблеме универсалий. Непоследовательность позиции Паламы по данной теме обусловлена тем, что в его мышлении совмещаются несколько разных философских дискурсов. В частности, имеет место контекст полемики Григория Паламы с представителями т.н. византийского «Прокл-ренессанса». Было показано, что Никифора Влеммида можно считать одним из предтеч современной параконсистентной логики Э. Приста (1941). Гуманизм Влеммида – переходного типа от антикизирующего к третьей разновидности. Показано, что для каждого из таких мыслителей, как Григора, Феодор Метохит, Палама и Каллист Ангеликуд, характерен свой вариант аристотелизма. Две конкурирующие традиции – паламитская и антипаламитская – стремятся монополизировать два противоположных пути его прочтения и интерпретации. Никифор Хумн, как Метохит и Григора - предтечи современной научно-филологической критики текста. Вместе с тем, они чутки и к средневековому вопрошающе-экзегетическому (а не только к современному разбирающе-аналитическому) прочтению текста. В их трудах ни одна из традиций - ни научно-филологическая, ни экзегетическая - еще не предстает как однозначно определенная и определившаяся в ущерб другой, второй традиции. Поэтому их научный метод определяется подвижным равновесием между модерностью и медиевальностью, что делает его уникальным. Сопоставлены образцы экзегетики Германа II, Феофана Никейского и Григория Паламы: все трое принадлежали к новоалександрийской школе мысли. Показано, что в трактате Метохита "Об образовании" содержится многоуровневая философия культуры. Одним из важнейших пунктов этой философии является учение о долговечности артефактов культуры, т.е. всех творческих – в том числе материальных - продуктов, созданных руками человека. Мы находим здесь приближение к ряду современных определений культуры в мировой культурологии. Сделан вывод о правомерности выделения трех типов византийского гуманизма. Сделан вывод о том, что Никифор Григора относится к антикизирующему типу гуманизма, Варлаам Калабрийский и Георгий Акрополит – к синкретическому антично-христианскому, так же как и Феофан Никейский. Григория Акиндина можно сблизить с Фомой Аквинским – как фигуру, отошедшее от сверхрациональных практик исихазма в пользу построения логичной и разумной философской теологии. Поэтому и его система приближается к синкретическому антично-христианскому типу гуманизма. Напротив, Каллист Ангеликуд и Филофей Коккин – представители третьего, теоцентрического типа гуманизма. В антилатинской полемике наблюдаются общие черты у представителей трех типов гуманизма. Общим для представителей антикизирующего(Никифор Григора), синкретического (Варлаам Калабрийский) и теоцентрического (Григорий Палама, Нил Кавасила) типов гуманизма являлось негативное отношение к католическим догматам Филиокве и о примате папы.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Макаров Д.И. , Взаимодействие античных и христианских элементов в малых произведениях Георгия Акрополита (предварительные замечания в связи с типологией византийского гуманизма), Научная сессия ГУАП: cб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки, ГУАП, Санкт-Петербург, 2015, 3, 121 - 132- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , Theology for Rent: Nicholas Mesarites as a Compiler of Andronicus Camaterus, Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography, Brill, Leiden, 2016, 12, 291 - 307- Английский
Научная статья: Макаров Д.И. , In Terram Visionis. The Image of Abraham in Nicephorus Choumnus’ Homily on the Transfiguration (BHG 1998w), Scrinium, Brill, 2017, 13, 339 - 360- Английский
Научная статья: Лурье В.М. , Nicephorus Blemmydes and Paraconsistent Numbers, Byzantion. Revue Internationale des Études Byzantines, Peeters, 2015, 86- Английский
Научная статья: Макаров Д.И. , К уяснению своеобразия поздневизантийской библейской экзегезы: св. Герман II (1223 – 1240) и Феофан Никейский об образе груди, Диалог двух культур Востока и Запада через призму единства и многообразия: древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время: сборник научных статей., Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки министерства образования и науки республики Казахстан, Алматы, 2017, 179 - 186- Русский
Научная статья: Щукин Т.А. , Поспелов Д.А. , Учение о Боге как Едином у Каллиста Ангелликуда, Acta eruditorum, 2017, Санкт-Петербург, 2016, 22- Русский
Научная статья: Бирюков Д.С. , Макаров Д.И. , Некоторые аспекты учения Давида Дисипата о сущности и мышлении Божества в контексте поздневизантийской мысли, Формирование современного информационного общества. Проблемы, перспективы, инновационные подходы: Материалы международного фо- рума, Санкт-Петербург, 01–05 июня 2015 г., ГУАП, Санкт-Петербург, 2015, 210 - 221- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , Триадология Николая Месарита: Между Андроником Каматиром и Никифором Влеммидом (предварительные заметки), Богословие. Церковь. История. Материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5-6 февраля 2016 г. ), Екатеринбург, 2016, 235 - 240- Русский
Научная статья: Бирюков Д.С. , Учение Григория Паламы о познании и умном чувстве, Acta eruditorum, Санкт-Петербург, 2016, 20- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , In terram visionis: образ патриарха Авраама в Слове на Преображение Никифора Хумна (BHG 1998W), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, Екатеринбург, 2017, 2, 18, 34 - 72- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , Некоторые замечания о понимании брака и монашества св. Германом II, Научная сессия ГУАП: cб. докл.: В 3 ч., СПбГУАП, Санкт-Петербург, 2016, 3- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , Бирюков Д.С. , Материя, природа, душа у Феофана Никейского в интеллектуальном контексте эпохи, Научная сессия ГУАП: сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки., ГУАП, Санкт-Петербург, 2017, 66 - 73- Русский
Тезисы доклада/выступления: Бирюков Д.С. , Учение Григория Паламы об универсалиях, Материалы 22-го международного византинистического конгресса, Белград, 2016- Русский
Научная статья: Поспелов Д.А. , Некоторые философские положения антитомистской полемики Каллиста Ангелликуда, Acta Eruditorum, 2017, 24- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , The First Origin, Thinking and Memory in the Byzantine Philosophy of the Late 13th and 14th Centuries: Some Historico-Philosophical Observations, The ways of Byzantine philosophy / Mikonja Knežević, editor. — Alhambra, California : Sebastian Press, Western American Diocese of the Serbian Orthodox Church, Faculty of Philosophy, Kosovska Mitrovica, 2015., Sebastian Press, Alhambra, 2015, 341 - 351- Английский
Монография: Макаров Д.И. , Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.: некоторые наблюдения / Отв. ред. Д.С. Бирюков, Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.: некоторые наблюдения / Отв. ред. Д.С. Бирюков, Екатеринбург, 2017- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , Лурье В.М. , Заметки об этике и культуре у византийских гуманистов, Acta eruditorum, 2017, РХГА, Санкт-Петербург, 2016, 23- Русский
Тезисы доклада/выступления: Бирюков Д.С. , Учение Григория Акиндина об отношении нетварного и тварного, ЗНАЧЕНИЕ – СМЫСЛ – СИМВОЛ – II. Теология, философия и эстетика на рубеже веков. Материалы международной научной конференции 26–28 октября 2017 г. Мцхета, Грузия., РГГУ, Москва, 2017- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , Некоторые аспекты своеобразия этонимики в византийских антилатинских трактатах XI-XIV вв. (Никита Никейский, Лев Переяславский, Николай Месарит, Матфей Властарь), Диалог двух культур Востока и Запада через призму единства и многообразия: древний мир, средневековье, новое и новейшее время: сборник научных статей / Отв. ред. В.Н. Вдовин, 2016, 2016, 26 - 35- Русский
Научная статья: Бирюков Д.С. , Линии проблематики универсалий у Григория Паламы, Платоновские исследования, РГГУ, РХГА, Москва-Санкт-Петербург, 2016, 1, 4, 170 - 184- Русский
Научная статья: Макаров Д.И. , От мёда поэзии – к Первоистоку. Взаимодействие античных и христианских элементов в риторических и философских произведениях Георгия Акрополита, CRKVENE STUDIJE/CHURCH STUDIES, Универзитет у Нишу, Nis, 2015, 12, 489 - 513- Русский
Тезисы доклада/выступления: Макаров Д.И. , Из истории греко-латинской полемики начала XIII в. Николай Месарит как компилятор Андроника Каматира, История ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов. Белгород, 20-23 апреля 2016 г., Эпицентр, Москва-Белгород, 2016- Русский
Научная статья: Бирюков Д.С. , К вопросу о специфике учения Григория Паламы и его расхождении с доктриной Никифора Григоры, Научная сессия ГУАП: cб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки / СПб.: ГУАП, 2015, ГУАП, Санкт-Петербург, 2015, 3, 85 - 97- Русский
Научная статья: Бирюков Д.С. , On the Topic of Participation in the Divine Essence according to St Symeon the New Theologian in the Patristic Context, P. Allen, B. Lourié, V. Baranov (eds.), Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography, vol. 11: Patrologia Pacifica Quarta, Brill, Leiden, 2015, 11, 295 - 305- Английский
Научная статья: Макаров Д.И. , The thirteenth-century prerequisites of st. Gregory Palamas’ theology, Parrésia: A Journal of Eastern Christian Studies, 2017, 10, 99 - 112- Английский
Научная статья: Щукин Т.А. , О возрождении интереса к учению Максима Исповедника в Византии, Научная сессия ГУАП, ГУАП, Санкт-Петербург, 2017, 3, 93 - 96- Русский
Научная статья: Бирюков Д.С. , К вопросу о философских основаниях паламитского дискурса, Научная сессия ГУАП: сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки, ГУАП, Санкт-Петербург, 2017- Русский