КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер14-36-01271
НазваниеРоль субъективных переживаний в имплицитном научении
РуководительИванчей Иван Иванович, Кандидат психологических наук
Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», г Санкт-Петербург
Года выполнения2014 - 2015
КонкурсКонкурс поддержки молодых ученых 2014 года
Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя
Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии
Ключевые словаимплицитное научение, сознание, принятие решений
Код ГРНТИ15.21.31
Номер государственной регистрации01201454460
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияИсследователи сознания давно обратились к изучению процессов неосознаваемой обработки информации человеком. За последние десятилетия было показано, что человек способен усваивать сложные структуры в окружающей среде без осознания этого процесса. Данный феномен получил название «имплицитное научение». Несмотря на популярность темы, механизмы проявления в целенаправленной деятельности неосознаваемого знания до сих пор не были подробно описаны. Противоречивые результаты привели учёных к осознанию необходимости поиска посредника между сознанием и неосознаваемым знанием. Субъективные переживания с аффективным компонентом (психические обертоны — в терминах У. Джемса) оказались лучшими претендентами на эту роль. Было показано, что субъективные переживания разного типа действительно часто сопровождают приобретение и применение имплицитного знания и используются людьми при выполнении заданий. Однако конкретные условия их появления и функции, которые они выполняют, до сих пор не были описаны. Данный проект базируется на подходе В.М. Аллахвердова, согласно которому аффективные переживания появляются в результате процесса сличения гипотез сознания с информацией, усвоенной неосознанно. Планируется проведение фундаментального исследования, включающего в себя проверку гипотезы об условиях появления или не появления субъективных переживаний при решении тех или иных задач, а также экспериментальное исследование механизмов их возникновения и способа их использования субъектом в процессе имплицитного научения.
Ожидаемые результатыВ результате работы будет представлено описание механизмов проявления имплицитного знания в поведении человека. Планируется публикация четырёх статей с результатами исследований
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатовРаботы в 2014 г. Проект по исследованию роли субъективных переживаний в имплицитном научении был начат с литературного обзора теорий и существующей эмпирике по вопросам применения имплицитного знания. В ходе литературного обзора было выделено несколько групп подходов, по-разному описывающих процесс применения имплицитных знаний. Согласно первому подходу человек может неосознанно приобретать и автоматически применять знания о сложных закономерностях в окружающей среде (А. Ребер, П. Левицки и др.). Согласно второму подходу, имплицитное научение – лишь методический просчёт и всё научение можно описать в виде формирования осознанных знаний и их контролируемого применения в поведении (Д. Шэнкс, П. Перруше и др.). Согласно третьему подходу человек может формировать неосознаваемые знания и применять их в поведении контролируемо (Б. Манган, З. Динес, Э. Норман и др.). В качестве посредника между волей субъекта и имплицитными знаниями выступают субъективные переживания. Четвёртый подход гласит, что имплицитное научение является актоматическим применением осознаваемых знаний (Б. Уиттелси, Д. Барг и др.). Каждый из подходов имеет весомую эмпирическую базу, в следствие чего они были рассмотрены не как альтернативные подходы, а как дополняющие друг друга описания разных типов научения. Эти типы были концептуализированы в терминах структурного и оценочного знания (Dienes, Scott, 2005). Описаны эмпирические характеристики выделенных типов научения и даны их теоретические объяснения. Вся последующая работа велась в терминах выделенных типов научения. Первое эмпирическое исследование было посвящено изучению научения третьего типа – контролируемого через субъективные переживания применения неосознанных знаний. Использовалась парадигма усвоения искусственной грамматики, а также методики измерения метакогнитивной чувсвтвительности (измерение уверенности и ставки на собственный ответ). В эксперименте наблюдались два типа описанных знаний, были получены полезные методические результаты о предпочтительности использования ставок как меры метакогнитивной чувствительности, а также теоретически важный результат. Он состоит в опровержении гипотезы о том, что человек учится опираться на метакогнитивную чувствительность в ходе научения. В действительности метакогнитивная чувствительность оставалась на одном уровне. Работы в 2015 г. Описательные результаты литературного обзора были формализованы в виде модели усвоения искусственной грамматики. Модель содержит в себе два блока обработки иформации (имплицитный и эксплицитный). Возможность в разной степени задействовать данные блоки позволяет описать возникновение разных типов научения, описанных выше. Проведена симуляция некоторых эмпирических эффектов, характерных для разных типов научения. Был проведён эксперимент, в котором изучался ещё один выделенный тип научения – автоматическое применение осознанных знаний. Был воспроизведён эксперимент Я. А. Пономарёва, в котором наблюдается перенос информации с одной задачи на другую без осознания этого факта испытуемым. Был зафиксирован эффект переноса. На основе результатов, описанных Я. А. Пономарёвым (1960), ожидалось, что в группе, в которой испытуемые должны были вербализировать ход решения второй задачи, точность её выполнения будет ниже. Однако этот результат не достиг уровня статистической значимости. Для исследования происхождения субъективных переживаний была проведена серия экспериментов. В экспериментах использовалась модифицированная методика усвоения искусственной грамматики: буквенные стимулы были заменены на комбинации из геометрических фигур, которые подчинялись правилам искусственной грамматики. Первый эксперимент продемонстрировал возможность имплицитного научения на данном материале. Во втором эксперименте был получен структурный эффект простого предъявления: после серии запоминания комбинаций, составленных по правилам искусственной грамматики испытуемые оценивали как более приятные новые комбинации, которые соответствуют тем же правилам грамматики. В третьем эксперименте проверялась гипотеза о том, что субъективное переживание порождается не только восприятием стимула (как в эксперименте 2), но и принятием решения относительно него. В тестовой серии испытуемые и классифицировали стимулы на грамматические и неграмматические, и оценивали их приятность. Гипотеза не подтвердилась: точность классификации стимула не влияла на его последующую оценку. Однако применение имплицитного знания влияло на оценку иначе. Если стимул сначала классифицировался, а потом оценивалась его приятность, то не наблюдался структурный эффект простого предъявления. При этом он наблюдается, если стимул сначала оценивается, а только затем классифицируется. Задачи проекта выполнены. По итогам можно утверждать, что субъективные переживания играют важную роль в контроле применения имплицитного знания – но только в одном из выделенных типов научения. Возникновение субъективного переживания происходит при восприятии объекта и его сличении с репрезентацией усвоенной закономерности в памяти. Полученный сигнал человек может использовать не только для контроля имплицитного знания. Этот сигнал может также быть атрибутирован таким аспектам ситуации, как эстетическая приятность стимулов. Результаты работы по проекту представлены в трёх опубликованных работах: 1. Иванчей И.И. Знание «как» без знания «почему»: роль метакогнитивной чувствительности в научении искусственной грамматике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2014. Т. 16. № 4. С. 109–123. 2. Иванчей И. И. Теории имплицитного научения: противоречивые подходы к одному феномену или непротиворечивые описания разных? // Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1. № 4. С. 4–30. 3. Иванчей И.И., Андриянова Н.В. Двусистемная вычислительный модель усвоения искусственной грамматики // Наука и образование, 2015.-№5. С. 251-265. А также в подготовленной к отправке в научный журнал рукописи: Ivanchei I. Affective consequences of implicit learning application. Результаты были представлены в виде устных докладов на двух конференциях: 1. «Психология познания: решение когнитивных и мыслительных задач» (Ярославль, 5-6 декабря 2014 г.), 2. «Проблема контроля и регуляции в когнитивных науках» (Ярославль, 4-5 декабря 2015 г.).
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА