КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер12-36-01342

НазваниеФакторы формирования ложных воспоминаний

РуководительГершкович Валерия Александровна, Кандидат психологических наук

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», г Санкт-Петербург

Года выполнения2012 - 2014

КонкурсЦелевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 года

Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии

Ключевые словаложные воспоминания, схема извлечения, парадигма дезинформации, эксплицитные/имплицитные критерии, выбор

Код ГРНТИ15.21.31

Номер государственной регистрации01201269967


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияНастоящий проект посвящен исследованию механизмов формирования ложных воспоминаний. Под ложными воспоминаниями понимается воспоминание людьми о событиях или деталях событий, которые никогда не происходили. Стабильность получаемых результатов и удивительная легкость, с которой люди оказались подвержены данным эффектам, вызвала серьезные дискуссии о достоверности воспоминаний и механизмах забывания. Основная проблема при исследовании ложных воспоминаний, связана с механизмом их возникновения: происходит ли перезапись воспоминаний или меняется схема их извлечения? Практическая проблема при исследовании ложных воспоминаний связана с поиском критериев и способов, позволяющих найти отличия в проявлении ложных и истинных воспоминаний. В задачи исследования входит ответ на вопрос о том, возможно ли зафиксировать различение человеком истинных и ложных воспоминаний с помощью непрямых тестов памяти. Важным аспектом решения данной задачи является ответ на вопрос о том, на основании каких критериев происходит выбор и извлечение информации человеком и можно ли оказать влияние на сдвиг этих критериев. Другой аспект проблемы отражен в необходимости исследовать формирование ложных воспоминаний при активном взаимодействии человека с информацией. В связи с этим поставлена задача исследования иллюзий памяти в ситуации воспоминания о собственном выборе и принятии решений. В рамках реализации проекта планируется серия экспериментальных исследований с использованием модификаций традиционных парадигм исследования и новых оригинальных методик. В качестве одного из основных способов изучения формирования ложных воспоминаний будет использоваться ложная обратная связь и дезинформация. Введение ложной обратной связи и ложной информации о ранее сделанном выборе позволяет воздействовать на критерии оценки информации, используемые испытуемыми, а также оценивать, изменяются ли эти критерии после дезинформации.

Ожидаемые результатыВ течении 2012 года будут разработаны и апробированы экспериментальные методики, позволяющие создавать противоречия за счет введения ложной информации, предлагающие разнообразие интерпретаций и фиксацию последействия различных интерпретаций события на решение последующих когнитивных задач. Будут использоваться различные методики исследования, в которых особое внимание будет уделено созданию противоречия (за счет осознанной, неосознанной дезинформации; времени ее предъявления; управления обратной связью). Отдельное внимание будет посвящено разработке анкеты постэкспериментального интервью, которое позволит сопоставить объективные показатели деятельности испытуемых с их субъективными впечатлениями. Планируется проверить гипотезу, что изменение воспоминаний о ранее совершенном выборе является следствием конфликта между воспоминанием о реально совершенном выборе и обоснованием противоположной альтернативы. Планируется проверить гипотезу о роли имплицитных и эксплицитных критериев оценки информации в подверженности ложным воспоминаниям. Планируется разработка дизайна экспериментального исследования, посвященного проверке гипотезы о способности человека отличить предъявленную ему ранее часть информации от сгенерированной им на стадии восприятия. Планируется подготовить к печати не менее двух публикаций, планируются выступления на конференциях по теме проекта.


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовВ рамках настоящего проекта в течение трех лет проводились экспериментальные исследования, посвященные изучению феномена ложных воспоминаний. Исследования базировались на предположении, что ключевым фактором в формировании ложных воспоминаний, является интерпретация, созданная испытуемыми относительно предъявляемого им материала. Наши исследования опирались на подход В.М. Аллахвердова, в котором сознание понимается как логическая система, стремящаяся к согласованности и непротиворечивости когниций (Аллахвердов, 2000, 2009). В соответствии с этим мы ожидали, что в случае противоречия между ранее полученной информацией и созданной интерпретацией, человек будет искажать воспоминания в соответствии с интерпретацией. В рамках нашего подхода к исследованию ложных воспоминаний дезинформация создавалась не с помощью наводящих вопросов, а активно конструировалась самим испытуемым. В экспериментальных исследованиях были созданы условия, которые провоцировали испытуемых активно конструировать интерпретацию предъявленной им информации: в связи с этим нас интересовал вопрос о возникновении иллюзий памяти в ситуации воспоминания о собственном выборе и принятии решений, а также в ситуации генерации части предъявленной информации до целостного значения. В проведенных нами экспериментальных исследованиях ложных воспоминаний, возникающих в связи с неверной реконструкцией воспоминания о ранее совершенном выборе (Гершкович, Ямщинина, 2014; Гершкович, Гапоненко, 2014; Гершкович, Савиных, 2013; Ямщинина, 2013; Гершкович, Ямщинина, 2013; Ямщинина, 2012) было показано, что испытуемые имеют тенденцию давать обоснования выборам, которые они не на самом деле не совершали (т.е. обосновывают дезинформацию) – подтвердился эффект слепоты к выбору на разном стимульном материале (от оценки людей по их изображениям на фотографии, до оценки скаковых лошадей, репродукций художественных полотен и т.д.). Также подтвердилась основная гипотеза – созданные вербализации/интерпретации причин выбора – обладают последействием, т.е. испытуемые искажают воспоминания о сделанном выборе в пользу обоснованного, а не выбранного варианта. В результате наших исследований удалось выяснить, что создаваемые людьми вербализации не имеют практически никакого отношения к реальным характеристикам информации; а обоснование истинной информации не отличается от обоснования дезинформации. Было показано, что серьезным фактором, вносящим вклад в появление ложных воспоминаний является наличие/отсутствие предварительной, максимально эксплицированной схемы оценки информации. Так, наличие экспертного знания по оцениваемым альтернативам, сформированный эксплицитный критерий выбора – приводит не только к снижению эффекта слепоты к выбору, но и практически полному отсутствию последействия в виде искажения воспоминаний. Однако необходимым условием для проявления эффекта является способность к дифференциации предъявляемых альтернатив – в противном случае испытуемые совершают случайный выбор, эффект слепоты к выбору проявляется, а формирования ложных воспоминаний не происходит в силу неспособности испытуемых вспомнить ни характеристики исходного выбора, ни обоснованного. Результаты проведенных исследований также показали, что создаваемая вербализация не блокирует полностью имеющиеся критерии оценки альтернатив, а искажает только работу с обоснованными вариантами. Данные исследований привели к выводу, что формирование ложных воспоминаний наступает, вероятно, вследствие большей доступности создаваемой в процессе генерации интерпретации вербальной репрезентации. С течением времени доступность репрезентации снижается, и испытуемые вспоминают свой исходный выбор. Таким образом, испытуемые при извлечении воспоминаний делают выбор, путая источник воспоминаний, считая наиболее доступное – истинным воспоминанием. В проведенных нами исследованиях формирования ложных воспоминаний вследствие генерации интерпретации (Морошкина, 2012; Морозов, 2013; Гершкович, Морозов, 2014; Морозов, 2014; Нелюбов, Гершкович, 2013,2014; Алешковская, Гершкович, 2014) также было показано, что генерация приводит к появлению иллюзий памяти – ложных воспоминаний. Так, испытуемые испытывают трудности в различении реально предъявленного и достроенного изображения. Показано, что при восприятии лиц испытуемые путают часть со сгенерированным целостным образом, а при восприятии вербальной информации — предъявленную часть с достроенной частью. В указанной парадигме исследования также был поставлен вопрос о метакогнитивной регуляции своих воспоминаний — т. е. О способности определять источник получения информации (отличать, что было реально предъявлено, а что сгенерировал сам испытуемый). Было показано, что фрагменты определяются лучше, чем целое (причем, как для вербальной, так и для образной информации), а измененная информация хуже, чем неизменная. Одно из возможных объяснений этого эффекта заключается в том, что генерация фрагмента до целого требует участия контроля, в результате — источник идентифицируется лучше. Также в наших исследованиях мы пытались определить роль сознательного контроля в формировании ложных воспоминаний, и сопоставить его влияние на этапе кодирования и на этапе извлечения информации из памяти. Исследования, проведенные по классической парадигме Диза-Ройдигера-МакДермотт, позволили продемонстрировать, что снижение сознательного контроля как на этапе кодирования, так и на этапе извлечения приводит к увеличению ложных воспоминаний. Исследование позволило сделать вывод, что ложные воспоминания могут формироваться автоматически, т. е. Без участия сознательных процессов. Об этом свидетельствуют и другие наши результаты: чем больше контроля уделяется обработке исходной информации — тем более точно испытуемый способен идентифицировать источник получения информации. С другой стороны, результаты исследований ложных воспоминаний в связи с вербализацией в задаче выбора, показывает, что если контроль уделяется созданию дезинформации, то доступность ее повышается, и приводит к искажению воспоминаний. Все поставленные задачи были выполнены в ходе выполнения проекта. Всего по результатам выполнения проекта было подготовлено 15 публикаций (опубликовано 11, принято в печать 4). Результаты исследований были представлены на 10 конференциях и семинарах (из них 3 международных). Под руководством руководителя проекта было защищено 5 ВКР бакалавров, в которые вошли результаты проведенных исследований. Результаты были представлены на открытой лекции в рамках семинара по когнитивной науке (руководитель Т.В. Черниговская) – лекция в открытом доступе http://www.lektorium.tv/lecture/14957, информация о результатах исследования представлена на сайте СПбГУ http://spbu.ru/news-spsu/18480


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Нелюбов М.И. , Гершкович В.А. , Влияние сознательного контроля на возникновение ложных воспоминаний, Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии// Материалы четвертой научной конференции молодых ученых памяти К. Дункера, Москва, 2013, 161 - 167- Русский
Сборник докладов/материалов: Гершкович В.А. , Савиных Ю.В. , Воздействие дезинформации на формирование ложных воспоминаний о совершенном выборе при эмоциональной и рациональной оценке исходных альтернатив, Когнитивная наука в Москве: новые исследования, БукиВеди, Москва, 2013, 84 - 88- Русский
Тезисы доклада/выступления: Гершкович В.А. , Морозов М.И. , Возникновение иллюзий памяти как следствие эффекта генерации, Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23-27 июня 2014 г, Калининград, 2014, 705 - 707- Русский
Тезисы доклада/выступления: , Гершкович В.А. , Ямщинина П.А. , Is there choice blindness effect, if choice is based on implicit knowledge?, Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, Санкт-Петербург, 2014, 4- Английский
Тезисы доклада/выступления: Ямщинина П.А. , Влияние наличия критерия на изменение вторичной оценки в ситуации дезинформацию, Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» , М.: МАКС Пресс, 2013, Москва, 2013, 1 - 3- Русский
Тезисы доклада/выступления: Гершкович В.А. , Ямщинина П.А. , The influence of choice blindness on false memory generation, Materials of the 18th Conference of the European Society for Cognitive Psychology, Central European University, Будапешт, 2013, 235 - 235- Английский
Тезисы доклада/выступления: Морозов М.И. , Эффект генерации при достройке контурных изображений, требующей минимальных усилий, XVII международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология XXI века: пути интеграции в международное научное и образовательное пространство», Скифия принт, Санкт-Петербург, 2014, 26 - 28- Русский
Тезисы доклада/выступления: Гершкович В.А. , Алешковская А.В. , Формирование ложных воспоминаний на разные значения омонимов при помощи парадигмы Диза-Ройдигера-МакДермотт, Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс], МАКС Пресс, Москва, 2014- Русский
Научная статья: Гершкович В.А. , Гапоненко А.В. , Говорим о том, что не знаем: проявление слепоты к выбору при заполнении 16-ти факторного личностного опросника Р. Кеттелла, Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки, Ярославль, 2014, 4, 2- Русский
Научная статья: Гершкович В.А. , Фаликман М.В. , Основные направления и тенденции современной когнитивной психологии, История и методология психологии, 2012, 4, 7, 7 - 34- Русский
Тезисы доклада/выступления: Морозов М.И. , Возникновение ложных воспоминаний как следствие генерации части предъявленных пословиц до целого , Материалы четвертой научной конференции молодых ученых памяти К. Дункера "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии", РГГУ, Москва, 2013, 154 - 159- Русский
Тезисы доклада/выступления: Морозов М.И. , Влияние достройки фрагментированных стимулов до целого, на точность узнавания изначального вида предъявления этих стимулов., Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии, 2014- Русский
Научная статья: Нелюбов М.И. , Гершкович В.А. , Ложные воспоминания в условиях загрузки внимания, Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии. Материалы 5-ой научной конференции молодых ученых памяти К. Дункера. Сборник научных статей, Москва, 2014- Русский
Научная статья: Морошкина Н.В. , Проявления эффекта генерации при узнавании лиц в условиях полного и частичного предъявления, Лицо человека как средство общения: междисциплинарный подход, Когито-Центр, М, 2012, 85 - 93- Русский
Тезисы доклада/выступления: Ямщинина П.А. , Влияние интерпретации ранее совершенного выбора на возникновение ложного воспоминания о нем., Тезисы на Всероссийской научной конференции "Экспериментальный метод в структуре психологического знания 22-23 ноября 2012 г. (Москва), Издательство Института психологии РАН, 2012, 328 - 333- Русский