КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер13-31-01271

НазваниеОсновы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста

РуководительЛапкина Наталия Андреевна, Кандидат исторических наук Младший научный сотрудник

Организация финансированияФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук, г Москва

Года выполнения2013 - 2015

КонкурсКонкурс поддержки молодых ученых 2013 года

Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя

Область знания, код классификатора01 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, 01-160 - Этнография и антропология

Ключевые словаТолерантность, национальный вопрос, межнациональные конфликты, уровень агрессии в обществе, межкультурная адаптация, мультикультурализм, воспитание подрастающего поколения, адаптация педагогических схем, новая доктрина воспитания, векторы развития личности в мультинациональном социуме, культурологическая парадигма существования и развития личности в многонациональном социуме, снижение уровня агрессии на национальной почве в среде подрастающего поколения.

Код ГРНТИ07.00.07

Номер государственной регистрации103773935147


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияВ условиях современного поликультурного мира проблема интеркультурной адаптации является одной из первостепенных задач, требующих глубокого изучения и решения. В настоящее время наблюдается повышение уровня агрессии в социуме, вызванной несовпадением алгоритмов культурного кода членов общества, что вызывает растущее количество межнациональных конфликтов, негативное отношение к представителям других народов и культур. Необходимо заметить, что актуальность данной проблематики не подвергается сомнению не только в научных кругах, но и на уровне правительства РФ, что выражается в создании разнообразных комиссий и комитетов, посвященных проблеме межнационального общения и интеграции представителей других культур в общество с минимализацией негативных последствий для всех сторон обсуждаемого процесса. Подростковая среда отличается более крайними формами проявления в выражении любых своих убеждений, и обсуждаемая проблема не является исключением. Поэтому видится особенно важным проведение активной профильной работы в отношении подростков, в актуализации принципов межкультурного диалога и социализации личности в дискурсе интеркультурной адаптации и в более раннем возрасте, когда только закладываются основы мировоззрения будущего члена общества, строится его культурный код. Исходя из вышесказанного, задача разработки методики и программы развития межкультурной адаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста представляется своевременной и актуальной. Необходимо изучение и анализ основных векторов налаживания механизмов презентации позитивного образа другой культуры детям младшего школьного возраста, роль родителей в этом процессе, анализ включения детей в межнациональный коллектив, способности к адаптации в другой культурной среде, умения выработки навыков восприятия информации ней - в том числе и в виде творческих работ. Исследование данной проблематики среди детей смешанных браков, детей в другой культурной среде. Очень важна и разработка метода межкоммуникативного творчества как наиболее эффективного механизма межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках исследования запланированы полевые исследования в рамках выездной детской школы межкультурной адаптации, где непосредственно будут проведены анкетирования, наблюдения и дальнейшая обработка полученных материалов.

Ожидаемые результатыВ качестве результата ожидается публикация серии статей по методикам межкультурной адаптации детей указанной возрастной категории, проведение полевых выездов для дополнительного сбора материала, разработка анкеты для родителей и проведение анкетирования с целью выявления изменения адаптивного поведения детей. Участие с докладами в российских и международных конференциях. Создание в сети Интернет страницы проекта с динамично обновляемым контентом, посвященным исследованию. Проведение выставки работ детей, выполненных в ходе занятий коммуникативным творчеством в выездном исследовании межкультурной адаптации. Основным результатом исследования должна стать коллективная монография о методах работы в отношении формирования поликультурной личности.


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов За три года проведения исследований было сделано 15 публикаций, в том числе научные статьи, тексты докладов. Участники проекта приняли участие в двух всероссийских конгрессах (X и XI Конгрессы этнографов и антропологов России), результаты исследования были представлены на специальной сессии 9th ICCEES World Congress in Makuhari, August 3-8, 2015. За время исследования были проведено 6 выездных научно-творческих лагерей для 92 ребенка, в ходе выездов было проведено значительное количество занятий и тренингов по межкультурной адаптации, было разработано 5 самостоятельных программ с курсами занятий и практикумов, примерное количество часов занятий в каждой программе - 52 часа. За три года к участию в практической части проекта (выездные лагеря, курсы занятий в Москве, тренинги, круглые столы) было привлечено 594 участника из родителей, соответственно более 1000 детей, из них активно приняли участие в работе проекта 241 родитель и 413 детей. Был разработан и прошел апробацию курс лекций и практических семинаров для учителей, методистов и директоров школ по методике межкультурной адаптации и формированию естественной толерантности у детей младшего школьного возраста. Проведение лекций и семинаров можно считать очень успешным, поскольку были задействованы не только школы Москвы, но и 68 регионов России. Так же работа проходила уже на местах с учениками средней и старшей школы, что является показателем эффективности методики для разных возрастных групп детей. На основе разработанных курсов занятий и методики, а так же на базе практической прощадки исследования "Творческих мастерских межкультурной адаптации QAWRA" был создан проект "Детская академия наук" при поддержке ИЭА РАН, где проходят занятия как по формированию естественной толерантности, так и по общему интеллектуальному развитию детей посредством включения их в научные исследования в качестве активных участников, где дети проходят гуманитарные научные дисциплины при помощи методов, разработанных в рамках данного исследовательского проекта. Тематическая группа в сети Интернет, созданная для размещения информации о проекте превратилась в площадку тематического общения между учеными-участниками проекта и респондентами. Многие родители, чьи дети участвовали в работе проекта, прошли тренинги и участвовали в круглых столах, это дало им понимание методики и возможность ее использования уже самостоятельно. Несколько родителей используют данную методику уже для составления и реализации собственных культурных программ для детей. За три года было проведено 4 крупных круглых стола с родителями детей участников по вопросам естественной толерантности и ряд рабочих регулярных встреч. Была начата работа над документальным фильмом, хотя его съемки не входили в первоначальные планы исследования, но полученные материалы видеоинтервью натолкнули участников исследования на эту мысль. На данный момент смонтирована и озвучена 1 часть фильма "Дети и матери: трудное счастье", где ставится проблема нового социального статуса женщины в обществе при появлении ребенка и выстраивание отношений ребенок - общество через личность родителя. Эта тема стала актуальной в ходе исследования, поскольку именно через родительскую позицию ребенок часто усваивает отношения к другим членам социума, в том числе к людям других национальностей и с другим культурным кодом. Подготовлена рукопись методического пособия по методике с несколькими программами по курсам занятий на основе проведенных выездов, это пособие в дальнейшем панируется издать, поскольку оно может быть актуально для учителей и методистов. Можно считать, что цели и задачи поставленные в начале исследования были выполнены, более того исследование планируется продолжать в свете новых появившихся векторов развития, в частности работа со средней школой, обучение педагогов школ, работа с родителями, продолжение курирования детей регулярно участвовавших в работе данного проекта.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Информационный ресурс в сети Интернет: Архипова Н.Ю. , Трудное счастье, ИНформационно-аналитическое сетевое издание "Сегодня.ру", 2014- Русский
Сборник докладов/материалов: Лапкина Н.А. , Методика формирования естественной толерантности у детей в поликультурной среде, Миграция и мигранты, ИЭА РАН, Москва, 2015- Русский
Тезисы доклада/выступления: Лапкина Н.А. , Взаимная межкультурная адаптация детей мигрантов и детей местного населения в крупных городах, XI Конгресс этнологов и антропологов России.Контакты и взаимодействие культур. Сборник материалов, ИЭА РАН, ИИиА УрОРАН, Москва, Екатеринбург, 2015, 87 - 87- Русский
Информационный ресурс в сети Интернет: Архипова Н.Ю. , Для чего россиянам образование?, Информационно-аналитическое сетевое издание Сегодня.ру, 2013- Русский
Учебное пособие: Лапкина Н.А. , Поворознюк О.А. , рукопись Учебного пособия "Межкультурная адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста: практикум организации программы курсов занятий для научно-творческих выездов"., "Межкультурная адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста: практикум организации программы курсов занятий для научно-творческих выездов"., Москва, 2015- Русский
Информационный ресурс в сети Интернет: Архипова Н.Ю. , Techer, leave us, kids, alone!, Информационно-аналитическое сетевое издание Сегодня.ру, 2013- Русский
Научная статья: Лапкина Н.А. , Познаем себя через культуру другого, Вести образования, Газета "Вести образования"", Москва, 2015, 3- Русский
Информационный ресурс в сети Интернет: Архипова Н.Ю. , Альтернативное обучение, Сегодня.ру, информационно-аналитическое издание, 2014- Русский
Сборник докладов/материалов: Архипова Н.Ю. , Формирование основ национальной идентичности на примере изучения фольклора, архитектуры, природы у детей дошкольного и младшего школьного возраста., Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Этнопедагогика: проблемы, перспективы», 2013- Русский
Научная статья: Архипова Н.Ю. , Альтернативные системы образования детей школьного возраста как фактор влияния на качество трудовых ресурсов, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, Институт Стратегических Исследований, 2013, 10, 1, 146 - 151- Русский
Информационный ресурс в сети Интернет: Архипова Н.Ю. , Образование: качество или количество?, Информационно-аналитическое сетевое издание Сегодня.ру, 2013- Русский
Публикация в электронном научном издании: Архипова Н.Ю. , Образование – умирает, но не сдается, Информационно-аналитическое сетевое издание Сегодня.ру, 2013- Русский
Научная статья: Лапкина Н.А. , Негосударственные инициативы в отношении обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: этнообразование., Культура и искусство , академическая издательская группа NotaBene, Москва, 2013, 5, 525 - 532- Русский
Тезисы доклада/выступления: Лапкина Н.А. , Формирование естественной толерантности у детей, как основа современной личности , X Конгресс этнографов и антропологов России Программа международного симпозиума "Возможности посредничества гражданских структур в деле предупреждения и урегулирования этнических конфликтов" Москва 3-4 июля 2013г. , Этномониторинг, Москва, 2013- Русский
Тезисы доклада/выступления: Лапкина Н.А. , Взаимная межкультурная адаптация детей мигрантов и детей местного населения в крупных городах, Миграция и мигранты. Тезисы докладов и программа. Секция 2. XI Конгресс антропологов и этнологов России (г. Екатеринбург, 2˗5 июля 2015 г.) / Ред. Степанов В.В., Белова Н.А. – М.: ИЭА РАН, 2015. – 31 с., ИЭА РАН, Москва, 2015, 16 - 17- Русский
Информационный ресурс в сети Интернет: Архипова Н.Ю. , Чему и как учить детей, Сегодня.ру, 2015- Русский