КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер10-04-83402

НазваниеКоллекции русского авангарда 1910 – 1920-х годов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: формирование, изучение, актуализация.

РуководительТаюрова Зоя Юрьевна,

Организация финансированияМуниципальное автономное учреждение культуры "Екатеринбургский музей изобразительных искусств", Свердловская обл

Года выполнения2010 - 2011

КонкурсРегиональный конкурс "Урал: история, экономика, культура" 2010 – Свердловская область

Тип проектаа(р) - проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами или отдельными учеными (региональный конкурс)

Область знания, код классификатора04 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ; ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, 04-210 - Изобразительное искусство

Ключевые словарусский авангард начала ХХ века, живопись, графика, музей, Свердловск – Екатеринбург, атрибуция, каталог, поступление, выставка, Наркомпрос.

Код ГРНТИ18.31.09

Номер государственной регистрации01201177994


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияИзучение коллекций, входящих в состав Екатеринбургского музея изобразительных искусств, является одним из основных направлений его деятельности. Это непрерывный и кропотливый научно-исследовательский процесс, направленный на раскрытие научно-информационного и культурно-исторического потенциала музейных предметов, на создание полноценной источниковой базы для выполнения музеем своих стратегических функций. Коллекция русского художественного авангарда 1910-х – 1920-х годов является одним из самых значимых, цельных и востребованных собраний музея. Представляя уникальное явление национального искусства, вполне заслуженно получившего мировое признание, коллекция имеет непреходящую ценность и вызывает повышенный интерес как у широкого зрителя, так и у специалистов-искусствоведов и различных профильных научных дисциплин не только в России, но и за рубежом. Коллекция русского художественного авангарда 1910-х – 1920-х годов сравнительно небольшая - она включает около 50 произведений живописи и графики, но весьма представительная, дающая в совокупности достаточно полную картину развития русского искусства начала прошлого столетия. Проект предполагает комплексное изучение коллекции авангарда - атрибуцию произведений, авторы и названия которых неизвестны, уточнение и подтверждений уже имеющихся атрибуций, восстановление истории поступления памятников в Екатеринбург – Свердловск. Реализация намеченного проекта позволит актуализировать одно из самых ярких среди региональных собраний русского художественного авангарда 1910-х – 1920-х годов и комплексно ввести его в поле отечественной и мировой культуры.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовИзучение коллекций, входящих в состав собрания ЕМИИ, является одним из основных направлений его деятельности. Это непрерывный и кропотливый научно-исследовательский процесс, направленный на раскрытие научно-информационного и культурно-исторического потенциала музейных предметов, на создание полноценной источниковой базы для выполнения музеем своих стратегических функций. Коллекция русского художественного авангарда 1910-1920-х годов является одним их самых значимых, цельных и востребованных собраний музея. Представляя уникальнейшее явление национального искусства, вполне заслуженно получившее мировое признание, коллекция имеет непреходящую ценность и вызывает повышенный интерес как у самого широкого зрителя, так и у специалистов-искусствоведов и различных профильных научных дисциплин не только в России, но и за рубежом. Коллекция русского художественного авангарда 1910-1920-х годов сравнительно небольшая – она включает 55 произведений живописи и графики, но весьма представительная, дающая в совокупности достаточно полную картину развития русского «левого» искусства начала прошлого столетии. Проект предполагал комплексное изучение коллекции авангарда - выявление ее специфики и уникальности; восстановление истории поступления в ЕМИИ и путей дальнейшего формирования; анализ состава коллекции и ее качественного уровня; проведение атрибуции, классификации, систематизации, интерпретации и описания экспонатов; подготовка материалов к изданию полного научного каталога коллекции и формированию автоматизированного банка данных; определение перспектив развития собрания; разработка концепции современной репрезентации коллекции, создания полноценной постоянной экспозиции русского авангарда. Для решения поставленных задач помимо музееведческих методов изучения коллекции используется весь комплекс методов исследования, разработанных специалистами других профильных научных дисциплин – источниковедения, архивоведения, искусствоведения и др. Полученные в ходе исследования результаты обобщены и подготовлены к публикации в виде полного научного каталога коллекции. Участники проекта в 2010-2011 годах выступили с докладами на научных конференциях по теме исследования. Результаты исследования использованы при разработке новой постоянной экспозиции русского авангарда, отвечающей современному уровню искусствоведческих, культурологических и музееведческих знаний. Коллекция русского художественного авангарда 1910-1920-х годов Екатеринбургского музея изобразительных искусств по праву считается одной из самых значимых в России и всегда впечатляет зрителей представленным в ней созвездием талантов, вспыхнувших в то время на небосклоне отечественного искусства. Она дает богатую пищу исследователям для размышлений над этим уникальным периодом в истории нашего искусства, для проведения аналогий и противопоставлений, поиска сходств и различий, сближений и отталкиваний художников, относящихся к самым разным авангардным направлениям. Она позволяет обозначить духовную родину русского авангарда, получившего мощный импульс своего развития от традиционной народной культуры и, одновременно, проследить несомненное влияние на наших мастеров экспериментальных поисков современного им западного искусства – то есть актуализировать вечный для искусства вопрос традиций и новаторства. Коллекция дает самое наглядное и впечатляющее представление обо всех направлениях внутри авангарда, что не удивительно, ведь подавляющее большинство составляющих ее произведений поступило в собрание с продуманно скомплектованной и выстроенной выставки, прошедшей в Екатеринбурге в 1920 году и так и называвшейся – «Все течения современной живописи». Всестороннее исследование коллекции и ее научная обработка, архивные изыскания и составление научной характеристики выявленных опубликованных и неопубликованных материалов позволили ввести в научный оборот ранее закрытые и неиспользуемые источники информации. Надеемся, что наше исследование еще раз привлечет внимание музейного сообщества к столь научно значимому собранию художников-авангардистов начала прошлого века и укрепит имидж Екатеринбурга как культурного центра Урала.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Горнунг О.А. , От иконы до супрематизма. Авангард (аннотации к произведениям)., От иконы до супрематизма. Русская живопись в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств., Екатеринбург, 2011- Русский
Тезисы доклада/выступления: Горнунг О.А. , К истории поступления и бытования коллекции русского авангарда 1910-1920-х годов Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Уральское искусствознание и музейное дело: опыт, проблемы, перспективы. Всероссийские искусствоведческие чтения памяти Б.В. Павловского., Екатеринбург, 2011- Русский
Научная статья: Горнунг О.А. , Русский авангард в Екатеринбурге., Золотая палитра. , 2010, 3, 38 - 45- Русский
Научная статья: Таюрова З.Ю. , От иконы до супрематизма. Авангард. , От иконы до супрематизма. Русская живопись в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. , Екатеринбург, 2011, 126 - 159- Русский
Тезисы доклада/выступления: Горнунг О.А. , Проблемы атрибуции произведений русского авангарда в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств// Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Мат-лы XVI науч. конф., Москва, 2010- Русский
Тезисы доклада/выступления: Горнунг О.А. , Произведения «коренных бубнововалетцев» в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств», Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения творчества И.И.Машкова и художников «Бубнового валета». , Волгоград, 2011- Русский
Тезисы доклада/выступления: Таюрова З.Ю. , Коллекция русского художественного авангарда 1910-1920-х годов Екатеринбургского музея изобразительных искусств как фактор положительного имиджа Свердловской области в культурном пространстве Российской Федерации, Гуманитарные исследования на Урале и социальная практика: Мат-лы Всеросс. науч. конф., Екатеринбург: Изд-во АМБ; ИИиА УрО РАН., Екатеринбург, 2010, 300 - 307- Русский
Научная статья: Таюрова З.Ю. , Русский художественный авангард 1910-1920-х годов. , Русский художественный авангард 1910-1920-х годов. Екатеринбургский музей изобразительных искусств., Екатеринбург, 2011- Русский