КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер15-56-00017

НазваниеВлияние иррелевантных характеристик задачи на возникновение устойчивых ошибок

РуководительАндриянова Наталья Владимировна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования,

Года выполнения2015

КонкурсКонкурс для физических лиц

Тип проектаа(ф) - проект проведения научных исследований, выполняемых отдельными учеными, в том числе молодыми

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии

Ключевые словаустойчивые ошибки, научение, решение когнитивных задач, сознательный контроль

Код ГРНТИ15.21.31

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияДанное исследование направлено на поиск способов и приемов предупреждения и коррекции устойчивых ошибок в процессе научения. Предполагается оценить влияние на когнитивную деятельность, в частности на возникновение устойчивых ошибок, изменения иррелевантных по отношению к целевой задаче характеристик. Актуальность исследования связана с важностью очертить границы эффекта последействия негативного выбора и попытаться определить условия, при которых данный эффект может снижаться. Более того, исследование механизма, отвечающего именно за исправление собственных ошибок, кажется крайне актуальным и значимым для понимания процесса научения, подразумевающего увеличение эффективности со временем и, тем самым и исправление устойчивых ошибок. Новизна данной работы заключается в поиске методов, позволяющих корректировать эти ошибки и не допускать их закрепления. Предполагается, что изменение иррелевантных характеристик стимулов является для человека сменой ситуации, и он начинает воспринимать задание по-другому, хотя сама задача остается прежней, релевантные характеристики стимула не меняются. В связи с этим, ожидается, что изменение иррелевантных характеристик задач приведет к снижению количества устойчивых ошибок. Предполагается написание статьи в издании, индексируемом РИНЦ по материалам исследования.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовВ современных когнитивных исследованиях получено множество данных о закономерностях совершения и повторения ошибок в процессе научения. Однако такие закономерности регистрируются, как правило, после завершения процесса научения, в ходе которого происходит закрепление ошибок. Проведенное исследование направлено на поиск способов предупреждения и коррекции устойчивых ошибок в процессе научения с помощью оценки влияния на когнитивную деятельность изменения иррелевантных по отношению к целевой задаче характеристик. Метод исследования: эксперимент, направленный на опознание разных, но похожих друг на друга стимулов. Было проведено два эксперимента, в одном из которых в качестве стимулов использовались циферблаты часов, а во втором шахматные доски. В качестве иррелевантных характеристик задачи использовалось варьирование цвета стимулов. В каждый эксперимент включены две экспериментальные и одна контрольная группа. Испытуемым контрольной группы на экране компьютера на 200 мс в качестве стимулов предъявляются по одному стимулы. В эксперименте 1 (с циферблатами часов) после предъявления каждого стимула на экране появляется поле, куда испытуемому нужно вписать время, которое было показано на циферблате. Всего в эксперименте предъявляется 120 стимулов, сгруппированных в 10 серий по 12 стимулов, которые повторяются в сериях в разном порядке. В эксперименте 2 (с шахматными досками) после предъявления каждого стимула на экране появляется пустая шахматная доска без фигур, на которой каждая ячейка обозначена буквой и цифрой по аналогии с шахматной нотацией, что служит подсказкой для испытуемого. После просмотра подсказки на экране появляется поле, куда испытуемому нужно вписать номер ячейки, на которой находилась фигура. Всего в эксперименте предъявляется 120 стимулов, сгруппированных в 10 серий по 12 стимулов, которые повторяются в сериях в разном порядке. В экспериментальных группах предъявляются только по четыре серии стимулов белого цвета. В следующих шести сериях предъявляются стимулы с теми же значениями, но разных цветов (зеленого, желтого и красного). Экспериментальные группы различаются тем, что в экспериментальной группе 1 стимулы меняют цвета по определенной схеме (смена 1 раз за серию в одном порядке), а в экспериментальной группе 2 эта смена не имеет схемы, то есть цвета стимулов меняются в случайном порядке. Наличие двух экспериментальных групп с разными способами изменения иррелевантных характеристик позволит сравнить влияние регулярного и нерегулярного изменения на устойчивые ошибки. Сравнивались вероятности повторения ошибки внутри групп на разных этапах эксперимента (до изменения цвета и после), а также между контрольной и экспериментальными группами. В двух экспериментах приняли участие 180 испытуемых в возрасте от 18 до 28 лет (по 90 испытуемых в каждом эксперименте). В каждом эксперименте испытуемые были случайным образом распределены между контрольной группой (N=30), экспериментальной группой 1 (N=30) и экспериментальной группой 2 (N=30). Сравнение вероятности устойчивой ошибки между группами на разных этапах эксперимента (до изменения цвета стимулов и после) проводилось по критерию Стьюдента для независимых выборок. По результатам эксперимента 1 на этапе до изменений различий между группами не обнаружено. На этапе после изменений в экспериментальной группе 1 (с регулярными изменениями иррелевантных компонентов) вероятность устойчивой ошибки также значимо ниже (23%), чем в контрольной группе (30%) и в экспериментальной группе 2 (без изменений иррелевантных компонентов) (31%) (t(47)=2.368; p<.05). Таким образом, испытуемые в группе с регулярным изменением иррелевантных параметров совершают меньше устойчивых ошибок, чем испытуемые других групп. Следовательно, такой прием может использоваться, как метод коррекции устойчивых ошибок. Кроме того, было проведено сравнение вероятности устойчивой ошибки внутри групп на разных этапах эксперимента по критерию Стьюдента для зависимых выборок. В экспериментальной группе 1 произошло снижение вероятности устойчивой ошибки с 30% до 23%, однако эти различия статистически не значимы (t(22)=1.491; p>0.1). По результатам эксперимента 2 в экспериментальной группе 1 произошло значимое снижение вероятности устойчивой ошибки с 33% до 23% (t(21)=2.462; p<.05). В экспериментальной группе 2 также произошло значимое снижение вероятности устойчивой ошибки с 34% до 23% (t(22)=3.442; p<.01). В контрольной группе различий в вероятности устойчивой ошибки на разных этапах эксперимента не обнаружено. Таким образом, как регулярные, так и нерегулярные изменения иррелевантных параметров задачи привели к снижению вероятности устойчивых ошибок. По результатам сравнения вероятности устойчивой ошибки между группами на разных этапах эксперимента значимых различий, как до изменений, так и после, обнаружено не было. Таким образом, если в экспериментальных группах произошло снижение вероятности устойчивой ошибки, важно понять, как это сказалось на общей точности решения задачи. При сравнении общей вероятности ошибки в трех группах было обнаружено, что в экспериментальной группе 1 произошло значимое снижение числа ошибок на стадии после изменения цвета стимулов (t(29)=2.261; p<.05). Следовательно, регулярные изменения иррелевантных параметров задачи привели не только к снижению вероятности устойчивой ошибки, но и к снижению общего числа ошибок. В экспериментальной группе 2 и контрольной группе таких различий получено не было. По результатам экспериментов было получено, что благодаря внесению вариативности в задачи с помощью изменения иррелевантных признаков, в экспериментальных группах испытуемые совершают значимо меньше устойчивых ошибок в процессе выполнения задания по сравнению с контрольной группой, в которой задание было однообразным. Таким образом, в наших экспериментах с точки зрения решения поставленной задачи стимул остается тем же самым (его основные свойства не изменяется), но варьирование иррелевантных характеристик, вероятно, приводит к тому, что стимул воспринимается отчасти как новый, что в результате позволяет избежать формирования устойчивых ошибок. Эксперимент 1 показал, что регулярное изменение иррелевантных параметров задачи в большей степени способствует снижению вероятности устойчивой ошибки. Можно предположить, что такая регулярность приводит к повышению сознательного контроля испытуемых за процессом решения задачи, что приводит к уменьшению числа устойчивых ошибок. Нерегулярные же изменения иррелевантных параметров слишком сильно усложняют основную задачу, что может привести к усилению защиты выдвинутой ранее гипотезы, то есть к повторению тех же ошибок. Это подтверждается результатами, полученными Н. Х. Тухтиевой (2014) на материале задач с эффектами установки и Я. А. Ледовой (2006) на материале мнемических задач. Однако в эксперименте 2 нерегулярное изменение иррелевантных параметров так же привело к снижению вероятности устойчивых ошибок. Возможно, наличие трех цветов, даже меняющихся без определенной схемы, воспринимаются испытуемым как некоторая регулярность. В случае таких изменений иррелевантных характеристик, задача испытуемого остается прежней, значения предъявляемых стимулов не изменяется. Однако ожидается, что при изменении иррелевантных характеристик задачи, особенно с определенной регулярностью, часть когнитивного контроля переносится на эти характеристики, поэтому повторение ошибок контролируется меньше. Такое предположение может объяснять снижения количества устойчивых ошибок. Кроме того, можно допустить, что сам факт понимания испытуемым регулярности оказывает влияние на успешность решения задачи. У испытуемых возникают положительные эмоции по поводу того, что им удалось уловить регулярность изменения цветов стимулов. Данные положительные эмоции распространяются и на основную задачу распознавания стимулов, и, тем самым, увеличивают эффективность. Таким образом, в данной работе предлагаются способы коррекции устойчивых ошибок, которые, безусловно, могут иметь практическую значимость. Вместе в тем, полученные результаты позволили сделать некоторые предположения по поводу природы устойчивых ошибок, причин их возникновения. В рамках проведенной работы удалось оценить влияние изменения иррелевантных по отношению к целевой задаче характеристик на когнитивную деятельность, в частности на возникновение устойчивых ошибок, проанализировать, насколько данный метод эффективен для коррекции таких ошибок. По результатам двух экспериментов можно сделать вывод о том, что прием изменения иррелевантных по отношению к целевой задаче характеристик является эффективным для коррекции устойчивых ошибок. Кроме того, удались показать, что регулярные изменения иррелевантных характеристик задачи в большей степени способствуют снижению количества устойчивых ошибок, поскольку регулярность изменений способствует активации когнитивного контроля. Следовательно, как регулярное, так и нерегулярное изменение иррелевантных признаков задачи может способствовать снижению числа устойчивых ошибок, однако наиболее оптимальным условием для переноса когнитивного контроля на иррелевантные по отношению к целевой задаче характеристики является наличие несложной регулярности в изменении этих характеристик. Исходя из проведенных экспериментов и полученных результатов можно сделать вывод о том, что основные задачи проекта были выполнены. По результатам проекта была опубликована научная статья в издании, индексируемом РИНЦ, и входящем в перечень ВАК России, а также сделан доклад на научной конференции "Когнитивная наука в Москве: новые исследования".


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Андриянова Н.В. , Иванчей И.И. , Влияние иррелевантных характеристик задачи на возникновение устойчивых ошибок, УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА, 2015, 4, 212 - 218- Русский
Тезисы доклада/выступления: Андриянова Н.В. , Изменение иррелевантных параметров задачи как способ коррекции устойчивых ошибок, Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 16 июня 2015 года, 2015, 22 - 27