КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер17-06-01009

НазваниеЛичностное развитие в период перехода от детства к взрослости: психологические механизмы, индикаторы и траектории

РуководительЛеонтьев Дмитрий Алексеевич, Доктор психологических наук Профессор

Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г Москва

Года выполнения2017 - 2019

КонкурсОсновной конкурс 2017 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии

Ключевые словаличность, развитие, зрелость, автономия, самодетерминация, саморегуляция, внутренний мир, изменения, позиция личности, самоопределение, смысл, призвание, перспектива будущего

Код ГРНТИ15.21.51

Номер государственной регистрации13-102


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроблема личности и личностного развития относится к числу традиционных, однако подходы к этой проблеме далеки от однозначности; в проекте предлагается сравнительно новый подход, основанный на разработках авторов последних лет. Ключевым выступает выделение собственно личностного измерения развития, не совпадающего с биологическим и социальным измерениями развития (Леонтьев, 2013, 2014). Суть этого развития усматривается в развитии форм и механизмов саморегуляции вплоть до ее высшего уровня – самодетерминации, лежащей в основе личностной автономии. Траектории, темпы и успешность этого развития обнаруживают заметные индивидуальные различия, которые будут являться предметом исследования. Главной исследовательской проблемой выступает переход от теории к операциональным индикаторам и проверка эмпирических гипотез относительно предикторов личностной зрелости при переходе от детства к взрослости. В качестве ключевого методического инструмента рассматривается разработанная Дж. Лёвинджер проективная методика диагностики уровней развития эго – тест неоконченных предложений Вашингтонского университета (НПВУ). Эта методика очень богата по своим возможностям, однако крайне сложна в обработке и интерпретации ; работа по ее русскоязычной адаптации была начата под руководством руководителя проекта, но требует еще не один год работы. В итоге проекта предполагается построить и частично эмпирически валидизировать теоретическую модель закономерностей и вариативных траекторий личностного развития в период перехода от детства к взрослости, завершив работу над русскоязычной адаптацией методики НПВУ. Эти результаты дадут теоретическую и методическую опору для разнообразных исследований и прикладных разработок, связанных с личностным развитием в указанный возрастной период. Результаты будут опубликованы в виде серии статей в ведущих отечественных журналах, докладов на тематических конференциях и монографического руководства по методике НПВУ.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Тезисы доклада/выступления: Шильманская А.Е. , Жизненная позиция как характеристика личностного развития, Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой, М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, 2017, 103 - 106- Русский
Научная статья: Белобородова П.М. , Современные зарубежные исследования феномена жизненного призвания, Вопросы психологии, Общество с ограниченной ответственностью "Вопросы психологии", Москва, 2017, 5, 150 - 58- Русский
Тезисы доклада/выступления: Костенко В.Ю. , Лебедева А.А. , Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности, Материалы съезда Российского психологического общества, Издательство Казанского университета, Казань, 2017, 1, 86 - 87- Русский
Научная статья: Белобородова П.М. , Жизненное призвание: от религиозных и философских идей к психологическому конструкту, Человек, Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука, Москва, 2017, 6, 76 - 91- Русский
Тезисы доклада/выступления: Костенко В.Ю. , Гришутина М.М. , Возможные Я и их связь с конструктивной и неконструктивной рефлексивностью личности, Материалы съезда Российского психологического общества, Издательство Казанского университета, Казань, 2017, 2, 399 - 400- Русский
Тезисы доклада/выступления: Лебедева А.А. , Костенко В.Ю. , Родительская позиция в отношении особого ребенка как ресурс его развития, Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года, Изд-во КРИПКиПРО, Кемерово, 2017, 171 - 179- Русский