КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер17-06-01009
НазваниеЛичностное развитие в период перехода от детства к взрослости: психологические механизмы, индикаторы и траектории
РуководительЛеонтьев Дмитрий Алексеевич, Доктор психологических наук Профессор
Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г Москва
Года выполнения2017 - 2019
КонкурсОсновной конкурс 2017 года
Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными
Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии
Ключевые словаличность, развитие, зрелость, автономия, самодетерминация, саморегуляция, внутренний мир, изменения, позиция личности, самоопределение, смысл, призвание, перспектива будущего
Код ГРНТИ15.21.51
Номер государственной регистрации13-102
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияПроблема личности и личностного развития относится к числу традиционных, однако подходы к этой проблеме далеки от однозначности; в проекте предлагается сравнительно новый подход, основанный на разработках авторов последних лет. Ключевым выступает выделение собственно личностного измерения развития, не совпадающего с биологическим и социальным измерениями развития (Леонтьев, 2013, 2014). Суть этого развития усматривается в развитии форм и механизмов саморегуляции вплоть до ее высшего уровня – самодетерминации, лежащей в основе личностной автономии. Траектории, темпы и успешность этого развития обнаруживают заметные индивидуальные различия, которые будут являться предметом исследования. Главной исследовательской проблемой выступает переход от теории к операциональным индикаторам и проверка эмпирических гипотез относительно предикторов личностной зрелости при переходе от детства к взрослости. В качестве ключевого методического инструмента рассматривается разработанная Дж. Лёвинджер проективная методика диагностики уровней развития эго – тест неоконченных предложений Вашингтонского университета (НПВУ). Эта методика очень богата по своим возможностям, однако крайне сложна в обработке и интерпретации ; работа по ее русскоязычной адаптации была начата под руководством руководителя проекта, но требует еще не один год работы. В итоге проекта предполагается построить и частично эмпирически валидизировать теоретическую модель закономерностей и вариативных траекторий личностного развития в период перехода от детства к взрослости, завершив работу над русскоязычной адаптацией методики НПВУ. Эти результаты дадут теоретическую и методическую опору для разнообразных исследований и прикладных разработок, связанных с личностным развитием в указанный возрастной период. Результаты будут опубликованы в виде серии статей в ведущих отечественных журналах, докладов на тематических конференциях и монографического руководства по методике НПВУ.
Ожидаемые результаты
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатов
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА