КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер15-04-00320

НазваниеКогнитивное моделирование профессионального компонента ментального лексикона

РуководительЕрофеева Елена Валентиновна, Доктор филологических наук Профессор

Организация финансированияФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет", Пермский край

Года выполнения2015 - 2017

КонкурсОсновной конкурс 2015 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора04 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ; ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, 04-120 - Языкознание

Ключевые словаментальный лексикон, специальное знание, обыденно-практическое знание, когниция, социальное варьирование, ассоциативный эксперимент, когнитивное моделирование, графосемантическое моделирование, сетевые структуры, база данных

Код ГРНТИ16.21.29

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияАктуальность исследования обусловлена разработкой нового междисциплинарного направления в области теоретической и прикладной лингвистики, возникающего на пересечении проблемных полей изучения языкового сознания, профессиональной коммуникации, социолингвистики, экспериментальной лингвистики, когнитивного терминоведения, прикладной лингвистики с использованием математических методов и моделей. В проекте впервые на основе экспериментальных данных изучается структура профессионального компонента ментального лексикона, его зависимость от таких социальных параметров как тип специальности, возраст, гендер, профессиональный статус. Создаваемые модели могут быть охарактеризованы как динамические онлайн-модели профессионального компонента, учитывающие вероятностный характер организации ментального лексикона, а также механизмы и временные параметры доступа к элементам и категориям, последовательности их активации (направленность, сценарии) в акте мышления. В результате выполнения проекта будут получены следующие научные результаты: Разработана исследовательская программа изучения профессионального компонента ментального лексикона и осуществлена ее реализация в программном интерфейсе веб-приложения ИС “Семограф”. Собран экспериментальный материал в ИС “Семограф” с учетом социолингвистической балансировки выборки. Разработана классификационная семантическая структура для совокупности реакций Ии. в ассоциативных экспериментах. Создана база данных результатов экспериментального когнитивного моделирования профессионального фрагмента ментального лексикона на основе программного интерфейса ИС “Семограф”. Представлены модели профессионального компонента ментального лексикона, в том числе его структурная организация в системе: а) единиц и категорий ментального лексикона, а также связей между ними, б) параметров, характеризующих временные интервалы доступа к отдельным узлам ментального лексикона, в) последовательности активации (направленность, сценарии) отдельных узлов и сегментов ментального лексикона, г) социальных параметров информантов (тип специальности, гендер, возраст, профессиональный статус). Основными способами обнародования результатов являются: выступления на международных и всероссийских конференциях; серия научных статей, индексируемых РИНЦ, а также Scopus и / или Web of Science; монография, отражающая основные результаты исследования; защита диссертации по тематике проекта; база данных с электронным тезаурусом, имеющая государственную регистрацию и представленная в сети Интернет в режиме свободного доступа.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовРезультатом реализации проекта стало моделирование профессионального компонента ментального лексикона, рассмотренного как проекция предметной области в ментальном лексиконе, в зависимости от социальных параметров информантов. В результате выполнения проекта были получены следующие основные научные результаты. 1. Теоретически обосновано понимание профессионального компонента ментального лексикона как проекции предметной области определенной профессиональной сферы в ментальном лексиконе. Семантические поля и группы в ментальном лексиконе индивида, связанные с его профессиональной деятельностью, могут рассматриваться в качестве профессионального компонента ментального лексикона – проекции предметной области профессиональной сферы, представляющей собой структурированную совокупность единиц ментального лексикона (терминов, терминологизированных сочетаний слов, слов и устойчивых выражений обыденного языка), описывающих декларативное и процедурное профессиональное знание. 2. Разработана исследовательская программа изучения профессионального компонента ментального лексикона, основанная на экспериментальном подходе и включающая моделирование структуры образа профессии проекции образа профессии у трех профессиональных групп (лингвистов, физиков и медиков); анализ социального варьирования структуры образа профессии в зависимости от факторов «специальность», «пол», «образование», «статус», «возраст»; а также анализ последовательности активации отдельных сегментов ментального лексикона и времени перехода между ними. В соответствии с исследовательской программой были получены следующие конкретные результаты. 3. В Информационной системе “Семограф” (http://semograph.org) собран экспериментальный материал направленного цепного ассоциативного эксперимента с большим количеством реакций (всего было опрошено около 180 информантов с разными социальными параметрами, получено более 5 тыс. реакций). 4. В ИС «Семограф» полностью реализована требуемая функциональность базы данных для внесения, хранения и использования в аналитических целях экспериментальных данных. 5. Разработаны 2 классификационные системы для совокупности реакций Ии. в ассоциативных экспериментах: одна основана на выделении семантических полей реакций – категорий; вторая ¬ на выделении категорий теории деятельности. 6. На основе программного интерфейса ИС “Семограф” создана база данных экспериментальных реакций, репрезентирующих профессиональный компонент ментального лексикона (представлена в сети Интернет в режиме свободного доступа: https://semograph.org/semograph/project/111/access/eyJyb2xlIjoiMTcwIiwiZGF0ZSI6IjIwMTgtMDEtMjVUMTc6NTY6NDkuOTIyNDM0IiwiaWQiOjExMSwiYXV0aG9yIjo4fQ.j2uDLe96IMY54IpcLQJguxai9tU). 7. Представлены следующие модели устройства профессионального компонента ментального лексикона: а) структурная организация в системе единиц и категорий ментального лексикона, а также связей между ними; б) последовательность активации (направленность, сценарии) отдельных узлов и сегментов ментального лексикона; в) параметры временных интервалов перехода между отдельными узлами ментального лексикона; г) влияние социальных параметров информантов (тип специальности, гендер, возраст, профессиональный статус) на перестройку структуры профессионального компонента ментального лексикона. 11. Проведены дополнительные психолингвистические эксперименты и получены данные по восприятию многозначных слов, актуализации лексем и выявлению влияния профессионального/специального фактора на понимание стимулов, которые показали, что актуализация значений слова существенным образом связана с профессиональным опытом информантов; лексика, связанная с профессиональной сферой деятельности представляет значимую часть актуального лексикона. В целом дополнительные эксперименты подтвердили, что профессиональный компонент ментального лексикона является его значимой частью и оказывает влияние на строение всего лексикона в целом. 12. Подготовлен текст кандидатской диссертации «Математические методы и модели решения задач построения оптимальных исследовательских траекторий агентов научного производства» (Д.А. Баранов), связанной с темой проекта. В диссертации рассматриваются алгоритмы моделирования, используемые в ИС «Семограф». 13. Сделано 27 докладов на конференциях, из них: 17 – международных, 4 – всероссийских, 1 – межвузовская. В докладах представлены результаты проведенных экспериментов и анализа полученных в них результатов. 14. По теме проекта опубликовано 29 печатных работ, отражающих основные результаты, достигнутые при реализации проекта; из них: 1 глава в коллективной монографии, 23 статьи, 5 тезисов (6 статей вышли в изданиях, включенных в международные базы цитирования SCOPUS и Web of Science, 7 статей – в журналах, включенных в список журналов, рекомендованных ВАК; 17 статей – в журналах, включенных в РИНЦ). 15. Подготовлены и сданы в печать еще 2 статьи (1 журнал из перечня ВАК, 1 из перечня ВАК и базы Web of Science) и 1 тезисы. 16. Подготовлен текст коллективной монографии «Ментальный лексикон и профессиональная деятельность», в которой представлены основные результаты работы по проекту, в частности – полученные модели. 17. Материалы по проекту размещены на сайте научного проекта «Ментальный лексикон» (https://mentalex.ru).


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Ерофеева Т.И. , ПЕРМСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛИНГВИСТИКИ:ВЕКТОРЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, Социо- и психолингвистические исследования, ПГНИУ, Пермь, 2017, 5, 1, 7 - 18- Русский
Тезисы доклада/выступления: Лещенко Ю.Е. , Белоусов К.И. , Ерофеева Е.В. , Professional component of mental lexicon: analysis of a professional image, Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов., Институт психологии российской академии наук, Москва, 2016, 29 - 30- Английский
Научная статья: Литвинова Е.С. , Гаранович М.В. , Ерофеева Е.В. , Ерофеева Т.И. , Sources of subculture’s sociolect, 3d International Multydisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts Sgem 2016. Conference proceedings. Book 1: Psychology & Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education, Албена, 2016, 1, 919 - 924- Английский
Тезисы доклада/выступления: Ерофеева Е.В. , Вардёй Бенедикте , Краузе Марион , Пост Мархье , Звуковой корпус региональной русской речи как инструмент изучения региолектов и их оценки наивными носителями языка, Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года), СПБ.: МАПРЯЛ, Гранада, 2015, 2, 84 - 88- Русский
Научная статья: Лещенко Ю.Е. , Доценко Т.И. , Влияние профессиональной двуязычной компетенции на взаимодействие языков в ментальном лексиконе студента - филолога., Социо- и психолингвистические исследования, ПГНИУ, Пермь, 2016, 4, 74 - 81- Русский
Научная статья: Лещенко Ю.Е. , Белоусов К.И. , Гатаулин В.Н. , Ерофеева Е.В. , Mental representation of a scientific event in linguistic consciousness of scientists, 3d International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. Conference Proceedings. Book 1. Psychology& Psychiatry, Sociology & Healthcare, Education., STEF92 Technology Ltd., София, 2016, 1, 2, 65 - 72- Английский
Научная статья: Лещенко Ю.Е. , Остапенко Т.С. , Professional Language Learning and the Dynamics of Cross-Linguistic Interactions in Bilingual Mental Lexicon, The European Conference on Language Learning 2017. Official Conference Proceedings, IAFOR Publications, 2017- Английский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Социальная идентичность и ее отражение в когнитивных структурах, Гуманитарные чтения РГГУ – 2014: Теория и методология гуманитарного знания. Общественные функции гуманитарных и социальных наук. Россиеведение. Гуманитарное знание и образование, РГГУ, Москва, 2015, 613 - 623- Русский
Научная статья: Белоусов К.И. , Ерофеева Е.В. , Ерофеева Т.И. , Лещенко Ю.Е. , Зелянская Н.Л. , University Teachers of Linguistics and Self-image of their Profession, Procedia - Social and Behavioural Sciences, Elsevier, 2015, 214, 667 - 676- Английский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Ерофеева Т.И. , Социальная диалектология в Пермском университете (краткий обзор, 1916–2016), Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, 2016, 3, 35, 112 - 121- Русский
Научная статья: Виноградова К.В. , Ерофеева Е.В. , Структура понятия "Язык" и ее вариативность в зависимости от специальности, Социо- и психолингвистические исследования, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, 2016, 4, 19 - 28- Русский
Научная статья: Белоусов К.И. , Ерофеева Е.В. , Образ профессии в системе координат теории деятельности: психолингвистическое исследование, Социо- и психолингвисти-ческие исследования, Пермь, 2017, 5, 116 - 127- Русский
Монография: Лещенко Ю.Е. , Доценко Т.И. , Остапенко Т.С. , ДИНАМИКА МЕЖЪЯЗЫКОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В МЕНТАЛЬНОМ ЛЕКСИКОНЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ БИЛИНГВОВ (НА ФОНЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ) , Проблемы языкознания, теории языка и прикладной лингвистики., Издательство ЦРНС, Новосибирск, 2015, 49 - 69- Русский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Лещенко Ю.Е. , Ментальный лексикон: сеть или поле?, Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования. Материалы Международной научной конференции, ПГНИУ, Пермь, 2017, 1, 62 - 64- Русский
Научная статья: Пепеляева Е.А. , Попова О.А. , Special vocabulary: specifity of the Russian language teaching, Научно-практический журнал «Перспективы науки. Science Prospects», 2017- Английский
Научная статья: Гатаулин В.Н. , Белоусов К.И. , Ерофеева Е.В. , Ментальная репрезентация научного события: содержание, структура, вариативность, Репрезентация событий: интегрированный подход с позиции когнитивных наук, Москва, 2017, 131 - 149- Русский
Тезисы доклада/выступления: Лещенко Ю.Е. , Ерофеева Е.В. , Social variation of polysemantic words' meaning, Experimental approaches to perception and production of language variation 2016, Вена, 2016- Английский
Научная статья: Пепеляева Е.А. , Попова О.А. , Особенности обучения иностранных студентов русскому языку как языку специальности, Филологические науки. Вопросы теории и практики, Грамота, Тамбов, 2017, 6, 3, 203 - 205- Русский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Пепеляева Е.А. , Отображение профессиональной деятельности в ментальном лексиконе, Глобальный научный потенциал, Санкт-Петербург, 2015, 9, 54, 117 - 119- Русский
Научная статья: Белоусов К.И. , Ерофеева Е.В. , Ерофеева Т.И. , Зелянская Н.Л. , Знаковые системы, импровизация и диван на кафедре: к проблеме реконструкции образа профессиональной деятельности преподавателя-лингвиста, Мир русского слова, Санкт-Петербург, 2015, 4, 86 - 93- Русский
Тезисы доклада/выступления: Пахомов Л.В. , Ерофеева Е.В. , Vocal metaphor: analysis of source and target domains, International Symposium "Metaphor as Means of Knowledge Communication": book of abstracts, "Мамантов", Пермь, 2016, 31 - 32- Английский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Профессиональная актуализация значений многозначных слов, Сборник статей Пятой Всероссийской конференции «Стратификация национального языка в современном российском обществе», Златоуст, Санкт-Петербург, 2015, 81 - 88- Русский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Лещенко Ю.Е. , The “Аcademic activity” component in multilingual mental lexicon: an experimental study, International Conference ICT for Language Learning, Pixel, Флоренция, 2015- Английский
Научная статья: Пепеляева Е.А. , Ассоциативный эксперимент как способ психолингвистического анализа семантических структур, Глобальный научный потенциал: научно-практический журнал, ТМБпринт, Санкт-Петербург, 2015, 9, 125 - 127- Русский
Научная статья: Пепеляева Е.А. , Национально-исторические факторы как предикторы структурирования лексикона, Глобальный научный потенциал: научно-практический журнал., ТМБпринт, СПб., 2016, 10, 130 - 132- Русский
Научная статья: Белоусов К.И. , Ерофеева Е.В. , Лещенко Ю.Е. , Modeling connections of semantic fields in mental lexicon, 4d International Multydisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts – SGEM 2017: Conference proceedings, sgemsocial, Албена, 2017, 3, 2, 841 - 848- Английский
Научная статья: Низгулов Т. С. , Ерофеева Е.В. , Гибридизация специальных и обыденных понятий (на примере понимания юридических терминов), Вопросы психолингвистики, Институт языкознания РАН, Москва, 2016, 4, 30, 63 - 79- Русский
Научная статья: Ерофеева Е.В. , Ерофеева Т.И. , Зелянская Н.Л. , Кропачева М.А. , Educational activity as interpreted by university teachers and students, 2d International Multydisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts Sgem 2015. Conference proceedings. Book 1: Psychology & Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education. Volume 2. Educattion ans Educational Research., SGEM, Albena, 2015, 1, 339 - 346- Английский
Научная статья: Виноградова К.В. , Понятие "Язык" в зависимости от фактора "специальность"., Филологические проекции Большого Урала, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, 2016, 1 - 5- Русский