КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер15-06-10538

НазваниеЭволюция мысли

РуководительШадриков Владимир Дмитриевич, академик РАO Доктор психологических наук Профессор

Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г Москва

Года выполнения2015 - 2016

КонкурсОсновной конкурс 2015 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии

Ключевые словаинтеллектуальные операции, ментальные качества, модель познавательной сферы человека, мысль, мышление, образ, онтогенез, предметная мысль, филогенез, эволюция мысли

Код ГРНТИ15.21.41

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияНастоящее исследование посвящено изучению процессов становления и развития предметной мысли человека в филогенезе и онтогенезе. Одной из ключевых задач исследования является выявление того, как усложнение условий существования и развития различных видов деятельности человека влияло на развитие его мысли и мышления. Особый интерес в этой связи для психологической науки вызывает обращение к установлению взаимосвязи содержания мыслей и интеллектуальных операций, что, в свою очередь, позволяет выйти на новый уровень исследований в области когнитивной психологии, а именно: показать место мышления в системе других познавательных процессов. Исследование носит фундаментальный характер, поскольку своими результатами оно позволит перейти на новую ступень в понимании развития сущностных интеллектуальных потенций человека, углубить содержание базовых понятий психологии: образ, представление, воображение, показать функциональную роль мышления в системе ментальных качеств человека, раскрыть взаимосвязь мысли и слова. Предлагаемый концептуально новый подход к пониманию мысли и ее структуры, позволяет сделать качественный скачок в изучении классических проблем психологии. Среди них особо актуальны проблема определения функции мышления в системе когнитивных качеств человека и проблема построения новых исследовательских моделей изучения познавательной сферы человека, основывающихся не на «компьютерной метафоре», а на понимании мысли как информационно-потребностно-эмоциональной субстанции. Данные модели должны отражать реальные когнитивные процессы человека, процессы живого мышления, включенного в его (человека) жизнедеятельность. Здесь важным при разработке и апробация подобных моделей эмпирическом материале является поиск ответов на вопросы: «Как в онтогенезе психика ребенка обогащается новыми мыслями?», «Как меняется качество этих мыслей?», «Как изменяется характер порождения этих мыслей?», «Как операционный аппарат ребенка трансформируется, приобретая новые свойства и навыки. Своими результатами настоящее исследование призвано ответить на ключевой вопрос «Как человек научился мыслить?» и рассмотреть проблему «Как научить ребенка мыслить?». Именно в этом и заключаются возможности практического применения результатов настоящей работы.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовНастоящее исследование посвящено изучению процессов становления предметной мысли человека. Одной из его ключевых задач является выявление того, как условия существования и включения в процессы жизнедеятельности влияют на развитие мыслей и мышления. Исследование носит фундаментальный характер, поскольку своими результатами оно позволяет перейти на новую ступень в понимании методологических и теоретических проблем психологии познания, углубить содержание базовых понятий психологии: образ, представление, воображение, показать место мышления в системе других познавательных процессов, раскрыть взаимосвязь мысли и слова. Обращение к мысли позволяет проследить взаимосвязь психических процессов, их взаимные переходы и субъективные трансформации. Изучение онтологии мысли открывает путь к пониманию того, как человек научился мыслить. Проведенное исследование носит фундаментальный характер для понимания того, как человек научился мыслить и что такое мысль, какова ее сущность и строение. В настоящей работе с культурно-исторических позиций рассмотрено становление и развитие предметной мысли в филогенезе и онтогенезе. Показано как усложнение условий существования и развития различных видов деятельности повлияло на развитие мысли и мышления. На уровне теоретического обобщения, имеющихся эмпирических данных раскрыта взаимосвязь содержания мыслей и интеллектуальных операций, показано с этих позиций место мышления в системе других познавательных процессов. Впервые раскрывается сущность мысли и предлагается ее трехкомпонентная структура. С позиции функционально-эволюционного подхода дается содержательная характеристика мыслей, показывается, что мысль рождает мыслящий человек, решающий стоящие перед ним задачи. Мысль, с одной стороны, предметна, относится к предметам окружающего мира, с другой стороны, носит субьективный характер. Этот процесс субъективации идет по трем направлениям: • в мыслях опредмечиваются потребности мыслящего субъекта; • происходит социокультурная субъективация мыслей; • мысли ставятся под нравственный контроль субъекта мыслетворчества. • В результате мысль предстает как потребностно-эмоционально-содержательная субстанция. Все позволило перейти к онтологии мысли. Представлено исследование динамики мыслей, характерных для конкретного субъекта, при переходе от образа к представлению, от представления к понятию (слову). Исходя из понимания того, что субъективный образ выступает как интеграция субстанциональных и акцидентных мыслей, показана специфика переходов мыслей в этих составляющих образа и представления. Доказывается, что в образ-представление могут привноситься новые мысли, которых не было в процессе восприятия, но при этом образ-представление будет сохранять предметность восприятия, отнесенность к конкретной вещи внешнего мира. Было показано, что представления памяти находятся в зависимости и под контролем опыта субъекта. Исходя из понимания мысли как трехкомпонентной структуры, показано, что мысль отличается от информации, и обосновывается положение о многоканальности мышления. Предложен подход к рассмотрению эволюции предметной мысли методом исторической реконструкции психологической реальности с использованием данных археологии, палеоантропологии, нейроонтогенезу развития детей, детской и возрастной психологии. На уровне эволюционного анализа истоков человеческого мышления акцент сделан на появление человека, оформляющего свои мысли в слова. Результаты анализа приводимых в исследовании данных, использованных жизненно важных признаков фауны и флоры представителями первобытных племен, показали высокую избирательную культуру восприятия объектов внешнего мира. Отсюда был сделан вывод, что у истоков человеческого мышления лежит высокая сенсорная дифференциация. Процесс научения мышлению представлен в культурно-историческом контексте. Исследование показало, что именно попытка решения задачи в тех случаях, когда она не может быть решена на основе природных способностей, приводит к поиску новых, культурных способов решения, в качестве которых выступают интеллектуальные операции. Освоение различных операций в их функциональных возможностях является первой стадией научения мышлению. В дальнейшем происходит формирование обобщенных схем использования интеллектуальных операций. Сформулированные в настоящей работе положения о происхождении слова и овладении мышлением через освоение интеллектуальных операций нашли подтверждение в исследовании ментального развития человека на примере освоения гончарного искусства, экспериментальном исследовании процесса порождения мыслей у лиц с разным уровнем интеллектуального развития, а также эмпирическом исследовании развития способностей учащихся на основе овладения интеллектуальными операциями.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Шадриков В.Д. , Кургинян С.С. , Продуктивность продуцирования мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития, Вопросы психологии, ООО "Вопросы психологии", Москва, 2015- Русский
Научная статья: Шадриков В.Д. , Мысль и познавательные процессы, Образование и саморазвитие: Научно-педагогический и психологический журнал, Казань, 2015, 3- Русский
Тезисы доклада/выступления: Шадриков В.Д. , Мысль как основание для разработки коммуникативной методологии, СИСТЕМОГЕНЕЗ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Москва, 2015, 12 - 15- Русский
Монография: Шадриков В.Д. , Эволюция мысли. Как человек научился мыслить, Эволюция мысли. Как человек научился мыслить, Университетская книга, Москва, 2016- Русский
Научная статья: Шадриков В.Д. , "Эволюция мысли", Культурно-историческая психология, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, 2015, 2, 11, 118 - 128- Русский
Научная статья: Шадриков В.Д. , Ментальное развитие человека на примере освоения гончарного искусства, Мир психологии, Московский психолого-социальный университет, Москва, 2015, 3, 141 - 148- Русский