КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер13-36-01049

НазваниеИсследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования

РуководительАлександрова Лада Анатольевна, Кандидат психологических наук

Организация финансированияНекоммерческое учреждение "Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества", г Москва

Года выполнения2013 - 2015

КонкурсКонкурс поддержки молодых ученых 2013 года

Тип проектаа1 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами молодых ученых под руководством ученых высшей квалификации (докторов наук)

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии

Ключевые словаЛичность, развитие, ограниченные возможности здоровья, профессиональное образование, личностные ресурсы, саморегуляция

Код ГРНТИ15.21.51

Номер государственной регистрации01201373934


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроект направлен на исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях профессионального образования. Так как пути анализа этой проблемы тесно связаны с общепсихологическими представлениями о фундаментальных механизмах личностного развития, которые за последние десятилетия претерпели радикальные изменения, предполагается изучение этой проблемы с позиций новых подходов и методов. В частности, это касается методологии, исследовательского дизайна и методов исследования аккумулирующего достижения современной отечественной и зарубежной психологии

Ожидаемые результаты1) Серия статей и выступлений на конференциях, посвященных развитию личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 2) Коллективная монография, посвященная проблемам развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовПроект «Исследование развития личности студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях профессионального образования» реализовывался в период с 2013 по 2015 годы. Он был основан на продуктивном синтезе различных теоретических и методологических подходов в отечественной и зарубежной психологии: трех основных парадигм (медицинско-реабилитационной, социальной, позитивной) в осмыслении проблематики ограниченных возможностей здоровья, теории самодетерминации и концепциях личностного потенциала и преодоления затрудненных условий развития Д.А. Леонтьева, концепции психологического преодоления (Р. Лазарус), теорию жизнестойкости (С. Мадди), теории самодетерминации (Э. Деси, Р. Райан), концепции посттравматического роста (Р. Тедеши, Л. Кэлоун, А. Линли, С. Джозеф и др.), концепции оптимального переживания (М. Чиксентмихаи) и психологического благополучия (К.Рифф). Основными площадками, на которых проводилось исследование, были: Факультет информационных технологий МГППУ и Социально-педагогический колледж МГППУ, где проводилось лонгитюдное исследование. Эти экспериментальные площадки мы рассматривали как модель организованной инклюзии. Исследование также проводилось на базе факультета Дистанционного образования МГППУ, Кемеровского филиала РГППУ и Кемеровского университета культуры и искусств, в которых на момент проведения психодиагностического обследования реализовывалась модель стихийной инклюзии. Создана единая база данных по результатам проведенной диагностики, включающая результаты, полученные на всех перечисленных экспериментальных площадках. В ней содержатся результаты проведенной диагностики за 2009-2014 годы, включая данные повторных срезов. В исследовании в разные годы участвовали 417 студента ИТ МГППУ и СПК МГППУ (131 студентов с ОВЗ и 276 условно здоровых), 25 студентов с ОВЗ факультета Дистанционного образования МГППУ и 90 студентов, обучавшихся в Кемеровском филиале РГППУ и КемГУКИ (15 студентов с ОВЗ, 75 условно здоровых). Анализ результатов исследования проводился с использованием программ Statistica 10.0 и SPSS.20, с использованием корреляционного, факторного, кластерного и регрессионного анализа, а также непараметрических методов анализа данных. Все выводы по результатам исследования подкреплены результатами математико- статистического анализа. В ходе реализации проекта проведен большой объем исследовательской и диагностической работы. Исследования были посвящены: 1) проблематике личностных ресурсов и их динамики в процессе профессионального образования студентов с ОВЗ, 2) анализу специфики особенностей и взаимосвязей посттравматического роста, социальной поддержки, психологической травмы и процессов совладания с нею у студентов с ОВЗ, 3) учебной мотивации, целеполагания, переживаний потока в учебной деятельности, 4) динамике удовлетворенности жизнью и личностных ресурсов у студентов с ОВЗ, 5) проблемам социально-психологической адаптации и психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, 6) особенностям родителей особых учащихся и их роли в развитии системы саморегуляции и преодолении психологической травмы у студентов с ОВЗ, 7) сравнению студентов с ОВЗ, обучающихся в условиях стихийной и организованной инклюзии, 8) специфике социальной перцепции в инклюзивных студенческих группах. Александрова Л.А. участвовала в круглых столах, посвященных профессиональному образованию лиц с ОВЗ (г. Кемерово) способствуя тем самым внедрению в практику результатов исследовательского проекта. Результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях различного уровня, представлены в материалах соответствующих конференций. По результатам реализации проекта подготовлено 32 публикации. Основные выводы, полученные в результате работы над проектом, подтверждают и детализируют выдвинутые гипотезы. Доказано, что процессе инклюзивного профессионального образования происходит выравнивание личностных и социальных ресурсов, а также жизненных целей и учебной мотивации студентов с ОВЗ и их условно здоровых сокурсников. При этом сохраняется специфика, характерная только для студентов с ОВЗ, в частности, умение преобразовывать имеющиеся ограничения по здоровью в возможности развития личности. В процессе получения профессионального образования у студентов с ОВЗ совершенствуется система саморегуляции личности, развиваются личностные ресурсы и стратегии совладания с трудностями, расширяется сеть социальной поддержки и растет удовлетворенность этой поддержкой. Все выявленные варианты индивидуальной динамики личностных и социальных ресурсов в процессе обучения (восходящая, нисходящая, смешанная и стабильность) имеют место как у условно здоровых студентов, так и у студентов с ОВЗ. Отслеживание индивидуальной динамики на основе разработанной в рамках реализации проекта диагностической батареи может стать эффективным инструментом для разработки индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих программ профилактики социально-психологической дезадаптации, развития системы саморегуляции и фасилитации развития личностных ресурсов, студентов с ОВЗ, расширения сети социальной поддержки в условиях профессионального образования. Полученные в ходе исследования результаты представляют не только научный, но и практический интерес, в частности, для педагогов, работающих с такими студентами, специалистов социальной и психологической служб, всех тех, кто осуществляет обучение и психолого-педагогическое сопровождения студентов с ОВЗ в период получения ими профессионального образования различного уровня.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Тезисы доклада/выступления: Александрова Л.А. , Лебедева А.А. , Роль родителей в обучении и развитии личности учащихся с ОВЗ, Всероссийская заочная научно - практическая конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья ». Сборник материалов - Кемерово, 2014. - 175с. , Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области, Кемерово, 2014, 60 - 65- Русский
Тезисы доклада/выступления: Александрова Л.А. , Динамика удовлетворенности жизнью и личностных ресурсов у студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования, Психологическая антропология:диалог парадигм / Сборник материалов 6-го Сибирского психологического форума, 12-14.11. 2015 /отв.ред. Ю.В. Сметанова, Изд-во ТГУ, Томск, 2015- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Оценка личностного потенциала студентов с ОВЗ на факультете дистанционного образования, Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий/МатериалыIV Международной научно-практической конференции, МГППУ, Москва, 2015, 299 - 310- Русский
Научная статья: Александрова Л.А. , Леонтьев Д.А. , Ограниченные возможности здоровья как источник позитивного развития, Жизнеспособность человека:индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты/отв. ред.А.В. Махнач, Л.В. Дикая, Москва, 2015- Русский
Сборник докладов/материалов: Силантьева Т.А. , Стратегии совладания с ситуацией инвалидности при обучении в ВУЗе , Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014» Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова, МАКС Пресс, Москва , 2014- Русский
Сборник докладов/материалов: Александрова Л.А. , Бобожей В.В. , Личностные ресурсы студентов с ОВЗ как фактор преодоления учебных трудностей, II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (12-13 декабря 2013г) - сборник материалов , МГППУ, Москва, 2013- Русский
Тезисы доклада/выступления: Александрова Л.А. , Лебедева А.А. , Взаимоотношения с родителями как фактор развития личности студентов с ОВЗ, Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с., Университет РАО, Москва, 2014, 305 - 309- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Социальная поддержка как фактор психологической устойчивости личности и безопасности инклюзивного образовательного пространства, Психологическая наука и образование, МГППУ, Москва, 2013, 6, 57 - 65- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Роль социальной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, Современная зарубежная психология, МГППУ, Москва, 2013, 4- Русский
Научная статья: Александрова Л.А. , Силантьева Т.А. , Некоторые аспекты повышения качества психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в условиях дистанционного образования, Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья/Сборник материалов 2-й Всероссийской заочной научно-практической конференции 25.01.2015, Кемерово, 2015, 66 - 73- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Оценка личностного потенциала студентов с ОВЗ в рамках компетентностного подхода к оценке образования, МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ – СТОЛИЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Материалы ХIII Городской научно-практической конференции, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, 2014, 44 - 46- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Травма и процесс совладания: различия в моделях студентов С ОВЗ и здоровых., Аутизм и нарушения развития, МГППУ, Москва, 2015, 4, 12, 9 - 23- Русский
Сборник докладов/материалов: Силантьева Т.А. , Виртуальная поддержка как опосредующее средство в ситуации неопределенности , Сборник конференции «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации», Принтберри, Москва, 2013- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , SOCIAL SUPPORT AS A MEDIATOR OF PSYCHOLOGICAL HEAlTH IN INCLUSIVE EDUCATION, Nauka Krasnoyarya, Научно-Инновационный Центр, Красноярск, 2015, 5, 16, 98 - 110- Английский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Проверка гипотезы о полноте внимания как показателе успешности саморегуляции в группе студентов с ОВЗ , Клиническая и специальная психология, 2015, 4- Русский
Сборник докладов/материалов: Силантьева Т.А. , СЛОЖНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ , "Современные тенденции образования лиц с ОВЗ" МГПУ, Москва , 2014- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Социальная поддержка как фактор психологического здоровья в ситуации инклюзивного образования , Мир психологии- психология в мире, МГПУ, Москва, 2015, 1, 124 - 130- Русский
Научная статья: Силантьева Т.А. , Операционализация конструкта «социальная поддержка», Современная зарубежная психология, 2015, 4- Русский
Тезисы доклада/выступления: Александрова Л.А. , Ахметгалеева З.М. , Бобожей В.В. , Личностные ресурсы и переживание потока в учебной деятельности у студентов с ОВЗ в условиях реализации различных моделей инклюзии, Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции 24-26.06.2015, МГППУ, Москва, 2015, 97 - 100- Русский
Тезисы доклада/выступления: Александрова Л.А. , Лебедева А.А. , Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья, Материалы конференции Клиническая психология и психотерапия: проблемы методологии и практики» Новосибирск,9-11 октября, 2014, НГУ, Новосибирск, 2014- Русский
Сборник докладов/материалов: Силантьева Т.А. , Особые технологии в инклюзивной образовательной среде, Сборник II Международной научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» (г. Москва, 12-13 декабря 2013 г.), Москва, 2013- Русский
Научная статья: Александрова Л.А. , Лебедева А.А. , Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья, Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология, Новосибирск, 2015, 2, 8, 97 - 102- Русский
Научная статья: Леонтьев Д.А. , Лебедева А.А. , Силантьева Т.А. , Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья, Культурно-историческая психология, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, 2015, 3, 11, 120 - 134- Русский
Сборник докладов/материалов: Александрова Л.А. , Лебедева А.А. , Бобожей В.В. , Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования, Вторая международная научно-практическая конференция Инклюзивное образование:практика, исследования, методология (Москва, 26-28 июня 2013 г.) Материалы сообщений. , МГППУ, Москва, 2013, 369 - 374- Русский
Тезисы доклада/выступления: Силантьева Т.А. , Социальная саморегуляция в ситуации инвалидности, Горизонты зрелости/Сборник тезисов участников 5-й Всероссийской конференции по психологии развития, МГППУ, Москва, 2015, 98 - 102- Русский
Научная статья: Александрова Л.А. , Лебедева А.А. , Бобожей В.В. , Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования , Психологическая наука и образование , Москва, 2014, 1, 19, 50 - 62- Русский
Сборник докладов/материалов: Силантьева Т.А. , Виртуальная поддержка в инклюзивном образовании, Сборник публикаций Всероссийской научно-практической конференции «МИР, ЛИЧНОСТЬ, ИНФОРМАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 14 – 15 ноября 2013 года, Санкт-Петербург, 2013- Русский
Научная статья: Александрова Л.А. , Силантьева Т.А. , Социальная поддержка студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, Клиническая и специальная психология, МГППУ, Москва, 2014, 2, 3- Русский
Научная статья: Александрова Л.А. , Ахметгалеева З.М. , Бобожей В.В. , Разработка и апробация методики оценки трудностей, обусловленных состоянием здоровья, Современная психодиагностика в России. Преодоление кризиса / Сборник материалов 3-й Всероссийской конференции по психологической диагностике 9-11.09. 2015, Издательский центр ЮУрГУ, Челябинск, 2015, 2, 3 - 11- Русский
Тезисы доклада/выступления: Силантьева Т.А. , Инклюзивное образование как способ изменения общества, Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы ,Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции ,под ред. С.В. Алехиной, МГППУ, Москва, 2015, 96 - 100- Русский
Тезисы доклада/выступления: Александрова Л.А. , Ахметгалеева З.М. , Межличностное восприятие и личностные ресурсы студентов в инклюзивной учебной группе, Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с., Институт РАО, Москва, 2014, 124 - 127- Русский
Сборник докладов/материалов: Силантьева Т.А. , Социальная поддержка как ресурс психологической устойчивости в ситуации инвалидности, Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30-31 ноября 2013 Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение, Центр экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, 2013, 203 - 208- Русский