КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер17-04-00053

НазваниеПроспект грамматики русского языка для активных речевых действий

РуководительМилославский Игорь Григорьевич, Доктор филологических наук Профессор

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", г Москва

Года выполнения2017 - 2019

КонкурсОсновной конкурс 2017 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора04 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ; ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, 04-120 - Языкознание

Ключевые словаграмматика, словообразование, лексикология, модификационная семантическая деривация, продуктивные и рецептивные речевые действия

Код ГРНТИ16.21.45

Номер государственной регистрации12-201


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПредполагаемый проект нацелен на решение научной проблемы, заключающейся в обеспечении сознательной продуктивной речевой деятельности на русском языке. Необходимость такого обеспечения применительно к лексике нашла свое отражение в новейших опытах создания идеографических словарей, включая и фразеологический, а особенно в «Проспекте активного словаря русского языка» Ю. Д. Апресяна и первых выпусках этого словаря. Исследование имеет своей конечной целью создание алгоритмов речевого поведения в той части, за которую отвечает грамматика, которые соответствовали бы решению двух взаимосвязанных задач, определяющих оптимальное поведение говорящего/ пишущего. А именно, 1) адекватность замыслу как в номинативном, так и в коммуникативном аспекте, 2) соблюдение существующих в русском языке правил и запретов на сочетаемость знаковых единиц. Научная новизна состоит прежде всего в самой постановке вопроса. Можно утверждать, что именно она выступает как реализация идей Л.В.Щербы. Цель исследования – продукт, с помощью которого вместе с соответствующим словарем создаются речевые произведения, адекватные как замыслу автора, так и требованиям современной русской литературной нормы. Авторы предполагают по возможности стремиться к исчерпывающей информации о сочетаемости языковых единиц, ориентируясь не только на реально представленные в языке комбинации, но также на категорические запреты и на установление сомнительных случаев. В этой ситуации вопрос о лексической, словообразовательной и словоизменительной синонимии, как принадлежащий именно активной речевой деятельности, предстанет по-новому. Авторы исходят из того, что язык, в том числе русский, существует ради обозначения действительности во всех ее проявлениях и для передачи представлений об этой действительности. По мысли авторов, язык можно эффективно изучать в трех взаимосвязанных аспектах: 1) с позиций реципиента, 2) с позиций продуцента, 3) как самодовлеющее устройство, которое относительно независимо от целей, ради которых оно и существует. В качестве основного метода исследования предполагается логический анализ существующих представлений о грамматической системе русского языка и их переосмысление в интересах обеспечения именно продуктивной речевой деятельности. Создание такой грамматики русского языка может иметь различные практические приложения, в частности, для различного рода автоматических устройств соответствующая грамматика могла бы обеспечивать (совместно с соответствующим словарем) активные речевые действия пользователя. Кроме того, на базе такой грамматики могли бы быть созданы разнообразные пособия по культуре русской речи для тех, чей родной язык русский. Цель этих пособий, в том числе и школьных, состояла бы в том, чтобы показать и различные способы выражения одной и той же мысли, и возможности четкой дифференциации близких по содержанию мыслей благодаря сознательному выбору средств выражения. «Грамматические инструкции по активному речевому поведению» составили бы важную часть учебников по русскому языку как иностранному, а также способствовали бы повышению качества автоматического перевода на русский язык. Ожидаемые результаты должны помочь существенно усовершенствовать русскую часть иноязычно-русских словарей.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Милославский И.Г. , Если личная глагольная форма оканчивается на -ся, Русский язык за рубежом, Отраслевые ведомости, Москва, 2017, 5, 68 - 73- Русский
Научная статья: Милославский И.Г. , О морфологическом разборе существительных в русском языке, Русский язык в школе, Просвещение, Москва, 2017, 6, 23 - 29- Русский
Научная статья: Богданова Л.И. , Эволюция понятия "богатство русского языка" в рамках деятельностной лингвистической парадигмы, Язык и ментальность в диахронии, Транзит-Икс, Владимир, 2017, 162 - 167- Русский
Научная статья: Богданова Л.И. , Оценки и ценности в зеркале словарей русского языка, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика, РУДН, Москва, 2017, 4, 21, 729 - 748- Русский
Научная статья: Марченко О.С. , Система модификационных глагольных значений через призму категории вида глагола, Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение, ОГУ имени И. С. Тургенева, Орёл, 2017, 284 - 288- Русский
Научная статья: Милославский И.Г. , О содержательном различии в обучении рецептивной и продуктивной деятельности на РКИ, Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории, РГПУ имени А.И. Герцена, Москва, 2017, 72 - 75- Русский
Научная статья: Богданова Л.И. , Представление русской грамматики с позиций говорящего субъекта: трудности и перспективы, Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Сборник статей I Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов в России и мире., РУДН, Москва, 2017, 1, 81 - 84- Русский
Научная статья: Богданова Л.И. , Текстовая компетенция и проблемы формирования культурной идентичности, III Фирсовские чтения. Лингвистика в XXI веке: Междисциплинарные парадигмы. Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции, РУДН, Москва, 2017, 93 - 97- Русский
Научная статья: Епифанова В.В. , The realisation algorithm of mental space "Respect" with the means of Russian and German languages, European Science and Technology: materials of the XIX international research and practice conference, Munich, December 29-30, 2017, Vela Vega Waldkraiburg, 2017, 67 - 75- Русский
Научная статья: Марченко О.С. , Вид глагола в иностранной аудитории: грамматика или семантика?, ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, МЕНТАЛИТЕТ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ Сборник научных статей участников XVI Международной научно-практической конференции 19–21 апреля 2017 года, РГПУ имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2017, 119 - 122- Русский