КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер16-06-00858

НазваниеРоль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека

РуководительАллахвердов Виктор Михайлович, Доктор психологических наук Профессор

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», г Санкт-Петербург

Года выполнения2016 - 2018

КонкурсОсновной конкурс 2016 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии

Ключевые словаклассификация, категоризация, когнитивная деятельность, сознание

Код ГРНТИ15.21.31

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияПроект направлен на изучение роли категоризации/классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека. Классификация рассматривается как необходимый процесс, обеспечивающий работу сознания и познавательной деятельности. Будет рассмотрен процесс классификации при решении разнообразных когнитивных задач, выявлены особенности и схожие черты данного процесса в различных проблемных ситуациях. Классификация рассматривается как процесс, порождающий ограничения, особое внимание уделяется определению границ осознаваемого/неосознаваемого и значению этих границ при решении сенсорных, сенсомоторных, мнемических, перцептивных и мыслительных задач. Исследуется предположение о том, что в ситуациях, субъективно рассматриваемых как тождественные (т.е. в ситуациях, которые человек относит к одному классу), семантическая категоризация приводит не только к фокусировке внимания на одних признаках, но и к активному подавлению процессов, связанных с обработкой других признаков. Исследование процесса классообразования, подвижности границ классов, возможности перемещения объектов и явлений из класса в класс, механизмов принятия решения в задачах классификации позволяет расширить представления о познавательных возможностях человека, определить факторы, повышающие и снижающие эффективность в процессе решения когнитивных задач разного уровня, определить способы влияния на эту эффективность. Полученные результаты могут применяться в разных сферах: обучение, операторская деятельность по обнаружению и различению сигнала, различные способы переработки и использования информации, запоминания и хранения информации и т.д. Полученные результаты будут опубликованы в научных статьях.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Тезисы доклада/выступления: Тихонов Р.В. , Морошкина Н.В. , Роль имплицитного научения в вероятностном прогнозировании на основе нескольких параметров., Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25–29 октября 2016 г., в 2-х томах., Айсинг, Санкт-Петербург, 2016, 2- Русский
Тезисы доклада/выступления: Карпинская В.Ю. , Классификация на осознаваемые и неосознаваемые стимулы в задачах обнаружения и различения, Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск 20-24 июня, 2016, институт психологии РАН, москва, 2016, 303 - 304- Русский
Научная статья: Костина Д.И. , Аллахвердов В.М. , Негативный прайминг-эффект как проявление последействия негативного выбора, Петербургский психологический журнал, Санкт-Петербург, 2016, 17, 69 - 103- Русский
Тезисы доклада/выступления: Карпинская В.Ю. , How illusions change sensory thresholds, Proceedings of the 32 of annual meeting of the international sosciety for psychophysics, институт психологии РАН, МОСКВА, 2016, 44 - 45- Английский
Научная статья: Аллахвердов В.М. , Психологические школы Москвы и Петербурга - от противостояния к дружбе, Национальный психологический журнал, М, 2016, 3, 23- Русский
Тезисы доклада/выступления: Нелюбов М.И. , Попова А.С. , Гершкович В.А. , Атрибуция источника иллюзорных воспоминаний, Ананьевские чтения – 2016. Психология: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции, 25–29 октября 2016 г., в 2-х томах, Айсинг, Санкт-Петербург, 2016, 2, 71 - 72- Русский
Тезисы доклада/выступления: Костина Д.И. , Аллахвердов В.М. , Влияние верных и ошибочных ответов в одной задаче на негативный прайминг в другой, Ананьевские чтения – 2016. Психология: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции, 25–29 октября 2016 г., в 2-х томах, Айсинг, Санкт-Петербург, 2016, 87 - 88- Русский
Научная статья: Мусс А.И. , Статическая парадигма слепоты по невниманию: влияние категоризации на осознание неожиданного объекта, Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований, Издательство институт психологии РАН, Москва, 2016, 594 - 599- Русский
Публикация в электронном научном издании: Нелюбов М.И. , Гершкович В.А. , Source memory for DRM-paradigm illusion in face-to-face interaction, International Conference on Memory 17-22 July 2016 | Budapest , Hungary // book of Abstracts, Будапешт, 2016- Английский