КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер12-03-00146

НазваниеСовременное состояние и перспективы политической интеграции в Евразийском регионе

РуководительКосов Юрий Васильевич, Доктор философских наук Профессор

Организация финансированияФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", г Москва

Года выполнения2012 - 2013

КонкурсОсновной конкурс 2012 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора03 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, 03-250 - Мировая политика

Ключевые словаСодружество Независимых Государств, Евразийский Союз, таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана

Код ГРНТИ11.25.43

Номер государственной регистрации12-03-00146


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияВ рамках данной работы предполагается разработать прикладную модель по анализу современного состояния и тенденций в области политической интеграции государств-участников СНГ. Эта модель предполагает рассмотрение близости принимаемых политических решений изучаемыми государствами с учетом проведения ряда этих решений через политические институты, существующие в регионе. В основу исследовательского инструментария будет положен компьютерный анализ фактологической информации, получаемой из официальных источников. Исследование предполагает существующих контуров коллективных действий, в том числе под эгидой наднациональных структур, для осмысления сложившегося положения и перспектив в области международной политической интеграции на постсоветском пространстве.

Ожидаемые результатыВ процессе выполнения проекта должна быть разработана прикладная модель расчета влияния политических и экономических взаимодействий стран постсоветского пространства на процессы взаимной интеграции. В ходе проведения исследования предполагается выявить основные противоречие и сложности на пути к созданию таможенного союза и политико-правовые аспекты его реализации. Возможными направлениями применения полученных результатов может стать использование созданной прикладной модели. По итогам проведенной работы авторский коллектив намерен запустить серию из шести статей в журналах из перечня ВАК "Евразийская интеграция: экономика, право, политика" и "Управленческое консультирование"


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовПроизведены работы по группировке законодательных актов государств в контексте интеграционных процессов Евразийского региона с целью выявления уровня гармонизации национальных законодательств. Этот этап привел к формированию описательной модели, способной лечь в основу автоматизированного метода анализа правового аспекта политической интегрированности стран региона. Анализ информации об использовании национальными парламентами нормативно-правовых актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей, свидетельствует о широком применении парламентами государств Сообщества положений модельных законов, типовых проектов законодательных актов, рекомендаций, концепций, проектов Основ законодательства при разработке национальных законодательствах. Кроме того, проведен фактический анализ процесса интеграции в регионе, сформулированы выявленных тенденций в сфере политической интеграции в рамках ЕврАзЭС на основании полученных данных. В результате исследователями выявлено стремление межпарламентского органа ЕврАзЭС уже на этапе формирования таможенного союза и единого экономического пространства к обретению признаков наднациональной структуры, к примеру, при разработке правовых актов международного уровня, таких как Таможенный кодекс таможенного союза. В то же время, Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС не свойственно типичное для наднациональных структур состояние, что обусловлено следующими позициями: - Расширенный состав участников объединения межпарламентской структуры, не все из которых готовы или способны передать часть своего суверенитета коллективным международным органам; - Принципы формирования Ассамблеи, увязывающие ее работу с инициативами национальных парламентов в отсутствие возможности прямого избрания ее депутатов; - Диапазон полномочий данной структуры, который находится в промежуточном состоянии: с одной стороны решения Ассамблеи носят рекомендательный характер, с другой - назначение судей Евразийского суда можно считать наднациональной функцией. В результате проделанной работы участниками данного проекта сформулирован вывод о прогнозируемом будущем в отношении парламентского направления политической интеграции в Евразийском регионе. На основании изучения деятельности существующих на постсоветском пространстве межпарламентских органов, которые существуют уже около двадцати лет и прошли определенные эволюционные этапы, позволившие в совокупности отработать практически все необходимые для функционирования международного парламента механизмы и организационные структуры (в частности в сравнении с Европарламентом). У межпарламентских ассамблей имеется опыт деятельности, необходимый для развития интеграционных процессов (согласование бюджета, разработка Основ законодательства, проведение межпарламентских слушаний, формирование судейского корпуса). Приведенные факты является достаточным фундаментом для формирования Евразийского парламента в ближайшие годы, и, соответственно, для перехода политической интеграции в регионе на принципиально новую ступень развития. Выявлено, что наряду со всеми очевидными плюсами политической интеграции в регионе наблюдается недостаточность совместных политических действий и отсутствие консолидированной позиции по целому ряду ключевых вопросов, в числе которых географические контуры и структурные основы будущих наднациональных институтов. Вместе с тем, при любом угле зрения, будь то институциональный (в соответствии с представлениями Б. Балаши о стадиях международной интеграции) или неофункциональный подход (позиционируемый Л. Линдбергом) Россия, Белоруссия и Казахстан испытывают поступательную динамику в сфере политической интеграции. Однако возникают вопросы относительно дальнейшего развития событий, которые должны рассматриваться в контексте предполагаемой потери для евразийских интеграционных связей Украины после подписания ею ассоциации с ЕС, а также в условиях намерения Армении подключиться к созданию наднациональных институтов, а также стремления Турции, Сирии, Ирана и Индии к вступлению в Таможенный союз. Имеют место разночтения в отношении архитектуры будущей интеграционной структуры, но руководством стран ядра интеграции довольно четко демонстрируется ряд общих позиций: 1. Стремление наделить формируемый Евразийский экономический союз статусом одного из наиболее влиятельных мировых центров силы. 2. Желание максимально дистанцироваться от идентификации с СССР и не давать повода для таких сравнений, практически намерено уходя от повторения как институциональных основ, так и географического охвата объединения. 3. Потребность наладить добрососедские равные отношения с соседями как с западного, так и с восточного фланга. Интеграционная политика трех стран в этом отношении, несмотря на некоторые острые углы в отношениях в целом, представляется проработанной и последовательной. Если ее результаты и не ведут к скорому созданию, например, валютного союза в ближайшее время, то закладывают надежный фундамент для будущего развитие интеграционных институтов. В то же время весьма существенными представляются как вопросы диспропорций в экономической мощи государств (Россия выступает бесспорным лидером), а также непривлекательная модель социальной и экономической внутренней организации в государствах ядра. Все это ведет к ослаблению экономического эффекта от нынешнего этапа интеграции и ставит под сомнение возможности роста привлекательности интеграционного блока в дальнейшем. Идеологическая и концептуальная составляющая интеграционного процесса представляется наиболее значимой в настоящее время для работы с внешними по отношении к ТС и ЕЭП государствами. При демонстрации же реальных успехов в экономической и социальной сфере можно рассчитывать на подключение к этим структурам большинства постсоветских государств, а также предполагаемого географического расширения создаваемого Союза с тем, чтобы расширить обозначенные границы евразийского региона. Авторами утверждается, что существенным для будущего интеграционных процессов выступает подключение формируемого евразийского региона к глобальным процессам путем занятия собственной ниши, определяемой через развитие особой формы идентичности, подкрепленной экономическим и политическим влиянием. Потенциал, имеющийся в настоящее время у государств-участников является едва ли достаточным для подобных целей, однако через выработку притягательной и выгодной для внешних участников модели возможно закрепление региона в качестве одного из ключевых элементов современного глобального управления.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Монография: Косов Ю.В. , Торопыгин А.В. , Плотников В.А. , Современные проблемы и перспективы политической интеграции в евразийском регионе, Современные проблемы и перспективы политической интеграции в евразийском регионе, СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, 2013- Русский
Научная статья: Фролов В.Е. , Косов Ю.В. , Интеграционные процессы Евразийского региона: анализ основных этапов, Управленческое консультирование, СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, 2013, 10, 101 - 110- Русский
Научная статья: Косов Ю.В. , Плотников В.А. , Остров Русский в эпицентре региональной и глобальной интеграции, Евразийская интеграция: экономика, право, политика, МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург, 2012, 12, 245 - 248- Русский
Научная статья: Плотников В.А. , Тенденции в развитии процессов политической интеграции в Евразийском регионе: теоретико-методологический аспект, Управленческое консультирование, СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, 2013, 10, 120 - 126- Русский
Научная статья: Торопыгин А.В. , Инновационная система Евразийского экономического сообщества, Управленческое консультирование, СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, 2013, 10, 50 - 63- Русский
Монография: Случевский В.В. , Васецкий А.А. , Косов Ю.В. , Торопыгин А.В. , ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (политико-институциональные и правовые проблемы международного сотрудничества государств Евразийского региона), ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (политико-институциональные и правовые проблемы международного сотрудничества государств Евразийского региона), СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петебург, 2012- Русский
Сборник докладов/материалов: Косов Ю.В. , Торопыгин А.В. , Плотников В.А. , Евразийский регион в глобальной архитектуре современного мира, Евразийский регион в глобальной архитектуре современного мира, СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, 2012- Русский