КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер14-46-93002

Название"Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников"

РуководительЧелышева Ирина Викториновна, Кандидат педагогических наук Доцент

Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростовская обл

Года выполнения2014

КонкурсКонкурс проектов подготовки научно-популярных изданий 2014 года

Тип проектак - проект подготовки научно-популярного труда, выполняемого отдельным ученым или небольшим (до 3 человек) коллективом ученых по направлениям, поддерживаемым Фондом

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-310 - Теория, история и методы педагогики

Ключевые словамедиа, социальные сети, медиаобразование, медиабезопасность, критическое мышление, семейное воспитание

Код ГРНТИ02.61.45

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияНаучно – популярное издание посвящено проблеме взаимодействия современных школьников и социальных компьютерных сетей. В жизнь современного человека все активнее входят такие понятия как "сетевые сообщества", "эстетика виртуального образа", "виртуальная реальность" и т.п. В виртуальном мире интерактивность приобретает новый эффект – эффект погружения, приобретения возможности «здесь и сейчас». Глобальная компьютерная сеть создает новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь посредством киберкультуры - культуры «реальной виртуальности». В современной социокультурной ситуации актуальной проблемой выступает постоянно растущая популярность виртуального общения детей и подростков в социальных сетях. Виртуальные социальные сети представляют собой сегодня мощные интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание которых наполняется самими участниками сети. Сегодня в Интернете существует большое количество социальных сетей. Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются сообщества «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook, «Мой Мир» и «Мой Круг» и др. Виртуальное общение в сети стало уже обыденным для современного школьника. Одновременно оно выступает важным источником как позитивной (обмен новостями, поиск новых друзей по интересам, расширение кругозора и т.п.), так и негативной информации: проявление агрессии и жестокости. Последние годы современные школьники - активные пользователи Интернет, все чаще сталкиваются с такими явлениями как троллинг и кибербуллинг. Троллинг, представляющий собой размещение в Интернет информации провокационного характера, уже достаточно хорошо известное тревожное явление, получившее распространение в социальных сетях. Разжигание конфликтов, дезинформация, психологические атаки – вот далеко не полный перечень деятельности подобных пользователей. В настоящее время существует множество классификационных характеристик так называемых «троллей», среди которых могут быть и сверстники жертвы – подростки, и взрослые люди. Еще одно сравнительно новое негативное явление, с которым может столкнуться ребенок в социальных сетях - кибербуллинг представляет собой информационную атаку, направленную на определенного пользователя. Печальные последствия подобных явлений уже достаточно широко обсуждаются в прессе и на телевидении. Современные дети и подростки нередко становятся жертвами медианасилия и медиманипуляции в социальных сетях и блогах, на форумах и в чатах. Зачастую им достаточно трудно самостоятельно противостоять негативной, а то и агрессивной медиаинформации. Поэтому изучение основ медиабезопасности выходит на одно из первых мест и становится столь же важным, как изучение основ безопасности жизнедеятельности. Еще одной серьезной проблемой современного подрастающего поколения становится Интернет-зависимость (медиазависимость, Интернет-аддикция). Это явление также тесно связано с социальными сетями, он-лайн играми и посещением различных чатов. Таким образом, в современной социокультурной ситуации становится особенно актуальным определение основных ценностных, эстетических, культурных и приоритетов, обозначение основных векторов семейного воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий. В связи с этим в научно-популярном издании важное место отводится рассмотрению вопросов, связанных с семейным воспитанием культуры общения с виртуальным миром, предложены методические рекомендации для родителей современных школьников, подавляющее большинство которых также являются активными пользователями различных медиаресурсов. Родители смогут узнать о полезных интернет-ресурсах, где можно найти необходимую информацию по защите детей от нежелательного контента; поисковыми системами для детей определенной возрастной группы, получат информацию об оказании помощи ребенку в виртуальном общении. Руководствуясь предложенными материалами, читатели смогут более четко представлять себе возможные пути не только защиты ребенка от негативной медиаинформации социальных сетей, но и смогут познакомиться с различными формами и методами медиаобразования, обладающего, как известно, не только мощным образовательным и развивающим, но и воспитательным потенциалом. . Различные аспекты взаимодействия школьников с миром виртуальной культуры нашли свое отражение в педагогических, психологических, культурологических, социологических трудах многих российских и зарубежных исследователей: С. Бок (S. Bok), Д. Кантор (J. Cantor), Е.А. Бондаренко, М.И. Жабского, К. Керделлан, В.С. Собкина, А.Сидельникова, Л.Найденовой, К.А. Тарасова, Г.В.Солдатовой, Е.Ю., Зотовой, А.И. , Чекалиной, О.С. Гостимской, А.В.Федорова, И.В.Челышевой, А.В.Шарикова, Л. Мастермана и др. В частности, работы Г.В.Солдатовой, Е.Ю. , Зотовой, А.И. , Чекалиной, О.С. Гостимской (2011) затрагивали проблемы социально-психологических аспектов взаимодействия детской и взрослой аудитории с Интернет; в научных исследованиях В.С. Собкина, М.И. Жабского, К.А. Тарасова, А.В.Шарикова, была проанализирована проблема насилия в произведениях кинематографа и телевидения и их воздействие на подрастающее поколение. В работах К. Керделлан была исследована проблема воздействия интернет и компьютерных игр на подрастающее поколение. В работах Е.А. Бондаренко были намечены перспективы реабилитационных возможностей медиаобразования подростков. В научных работах А.В. Федорова была осуществлена комплексная характеристика воздействия контактов несовершеннолетней аудитории с насилием на экране, рассмотрены образовательные, воспитательные и развивающие возможности медиаобразования; определены методологические, историко-педагогические и методические принципы и подходы к проблеме медиаобразования школьников и студентов. Проблема потенциальных возможностей медиаобразования в воспитании подрастающего поколения нашла отражение в работах зарубежных исследователей. В работе Л. Мастермана «Обучение языку средств массовой информации: теория и практика» /Специалист, 1993 предложены основные принципы критического анализа медиатекстов. В работах Д. Кантор (J. Cantor), (1998, 2002) затрагивались проблемы влияния экранного насилия на семейное воспитание.В работах Л.Найденовой были рассмотрены проблемы троллинга и кибербуллинга в сетях Интернет. Однако выпущенные труды касались преимущественно обучения и воспитания на материале аудиовизуальных произведений медиакультуры. Вне поля зрения остались проблемы взаимодействия современных детей и подростков с миром сетевых интернет-сообществ, причины и последствия все возрастающей популярности виртуального общения в социальных сетях. Однако до настоящего времени не было выпущено научных и научно-популярных изданий, посвященных проблеме взаимодействия школьников с миром виртуальных сообществ в контексте семейного воспитания. Между тем, известно, что социальные сети оказывают все более существенное влияние на развитие, поведение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры современных детей и подростков, самостоятельно формирующих медиаконтент, и самостоятельно определяющих наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке. Таким образом, новизна данного проекта состоит в том, что впервые в отечественной педагогической науке проблема семейного воспитания школьников рассматривается в контексте взаимодействия детей и подростков с сетевыми медиаресурсами; решения вопросов медиабезопасности и воспитания культуры общения в виртуальном мире. Научно-популярное издание будет являться результатом следующих научных проектов, поддержанных РГНФ: № 13-36-01001. Проект «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику» (Р), В процессе работы над грантом изучались исследования британских медиапедагогов о влиянии социальных сетей на школьную аудиторию и исследования, касающиеся популярности социальных сетей среди детей и подростков. № 12-06-00139 (2012-2014). Проект «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)» (И). В процессе работы над проектом изучались проблемы медиаконтента социальных сетей и эстетического воспитания российских школьников, а также проблемы развития критического мышления в процессе общения с произведениями медиакультуры на материале Интернет. №: 11-06-12001 (2011-2012) (И) - "Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура»"; В создании научной энциклопедии были отражены понятия, связанные с медианасилием (насилием на экране) и его влияния на школьную аудиторию. № 08-06-12103в (2008-2009) (И) - «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование»): в научной библиотеке были размещены разделы по проблеме экранного насилия и его влияния на детскую и подростковую аудиторию.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатовЦель проекта: ознакомление широкой читательской аудитории с проблемой взаимодействия современных школьников с виртуальным миром сетевых сообществ, развивающими и воспитательными возможностями медиаобразования, которые могут быть применены в процессе семейного воспитания, была достигнута. В процессе реализации проекта были решены следующие задачи: осуществлен анализ проблемы взаимодействия детей и подростков с миром социальных сетей, механизмов их влияния на сферу виртуального и реального общения; разработаны методические рекомендации для родителей школьников, представлены материалы для проведения бесед о медиабезопасности; -раскрыты реабилитационные и релаксационные возможностей медиаобразования (специального направления в педагогике, выступающего за изучение школьникам закономерностей средств массовой коммуникации), которые можно успешно применять в процессе семейного воспитания. В процессе реализации проекта осуществлены поиск и анализ научной, научно-популярной литературы по теме проекта в соответствии с поставленной целью и задачами; - анализ и синтез научной литературы по проблеме взаимодействия современных школьников с виртуальными сетевыми сообществами, включая причины популярности социальных сетей среди детей и подростков, а также последствий позитивного и негативного медиаконтента на виртуальные и реальные взаимоотношения; - подготовлены и опубликованы 2 статьи по теме проекта: 1) «Социальные сети в жизни современных школьников» / Медиаобразование. 2014, № 2. С.121-126; 2) «Дети и Интернет: взаимодействие с миром виртуальной культуры» / Медиаобразование. 2014. № 3. С. 98 - 104. -подготовлено и выпущено научно-популярное издание «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников: научно-популярное издание» . Таганрог: Изд-во Таганрогского института имени А. П. Чехова, Таганрог, 2014, 128 с.(8 п.л.). Научно-популярное издание "Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников" адресовано широкой аудитории читателей: родителям, учителям, студентам педагогических вузов и всем тем, кто интересуется проблемами семейного воспитания, медиа и медиаобразования. В научно-популярном издании представлен анализ проблемы взаимодействия современных школьников с виртуальным миром сетевых сообществ, развивающими и воспитательными возможностями медиаобразования, которые могут быть применены в процессе семейного воспитания. Автором исследованы механизмы взаимодействия детей и подростков с миром социальных сетей, рассмотрено влияние последних на мировоззрение, ценности, жизненные приоритеты и поведение современных школьников, представлены методические рекомендации для родителей школьников, материалы для проведения бесед о медиабезопасности; раскрыты реабилитационные и релаксационные возможности медиаобразования, которые можно успешно применять в процессе семейного воспитания. В приложения представлены краткий словарь основных терминов и понятий, список сайтов, посвященных проблеме взаимодействия детей с миром социальных сетей, электронные адреса и содержание русскоязычных сетевых интернет-сообществ для детей и родителей. В указанные Фондом сроки подготовлен и предоставлен в указанные сроки отчет по проекту. Текст научно-популярного издания, подготовленный при поддержке РГНФ, также размещен на сайтах: http://www.mediagram.ru; http://mediaeducation.ucoz.ru. Кроме того, фрагменты научно-популярного издания опубликованы на сайте http://www.kino-teatr.ru. Таким образом, план работы по проекту "Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников" выполнен полностью.


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Челышева И.В. , Социальные сети в жизни современных школьников, Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики, Москва, Рязанский проспект, дом 99, офис У-430, Москва, 2014, 2, 121 - 126- Русский
Научная статья: Челышева И.В. , Дети и Интернет: взаимодействие с миром виртуальной культуры, Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики, Москва, Рязанский проспект, 99, офис У-430, Москва, 2014, 3, 98 - 104- Русский
Челышева И.В. , Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников: научно-популярное издание , научно-популярное издание, Издательство Таганрогского института имени А. П. Чехова, Таганрог, 2014, 1 - 128- Русский