КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер16-06-00991
НазваниеИсследование индивидуально-психологических особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком
РуководительЛебедева Анна Александровна, Кандидат психологических наук
Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г Москва
Года выполнения2016 - 2018
КонкурсОсновной конкурс 2016 года
Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными
Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии
Ключевые словародитель особого ребенка, ментальные нарушения, личностные ресурсы, родительская позиция, жизненное самоопределение, психологическое благополучие, устройство ребенка в семью, сопровождение замещающих семей
Код ГРНТИ15.21.51
Номер государственной регистрации
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияВ последнее десятилетие одним из национальных приоритетов России становится обеспечение защиты детства и предоставление равных возможностей детям с особенностями развития. Все ярче проявляются преимущества воспитания особого ребенка в семье в сравнении с его воспитанием в условиях специальных учреждений. Семья особого ребенка и качество ее жизни, а не заболевание, должны стать главным объектом программ сопровождения и социальной работы. В текущей научно-исследовательской работе преобладают темы дефицита адаптации и других негативных последствий, связанных с рождением особого ребенка. При этом неизученными остаются вопросы формирования и развития зрелого родительства, индивидуальных и социальных ресурсов, благодаря которым родитель становится субъектом собственной жизни, способным принимать ответственные и осмысленные решения в этих непростых условиях. Впервые будет проведено исследование, интегрирующее классические и современные подходы к теоретическому изучению и социально-психологическому сопровождению биологической и замещающей семьи с особым ребенком. Его целью выступит разработка теоретико-методологического обоснования технологии сопровождения семьи особого ребенка. В основу применяемого подхода ляжет принцип активности личности родителя, самостоятельного жизнетворчества и позитивного подхода к анализу семьи ребенка с ментальными нарушениями. На основе теоретического анализа проблемы родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком, а также факторов психологического благополучия ребенка с особенностями развития, мы предполагаем, что собственная активность личности родителя, а также его индивидуально-психологические особенности, выраженные такими личностными ресурсами, как жизнестойкость, смысложизненные ориентации, толерантность к неопределенности и др., способствуют совладанию с ситуацией инвалидности ребенка и формированию зрелого родительства. Диагностическим индикатором родительской зрелости в ситуации воспитания ребенка с особенностями развития для нас выступит конструктивная родительская позиция. Гипотеза будет проверена в ходе серии исследований методами психологического тестирования и полуструктурированного интервью с биологическими и замещающими родителями особого ребенка. Выборку исследования составят не менее 180 родителей особых детей, воспитывающихся в социальных учреждениях – Детских домах-интернатах и Центрах содействия семейному воспитанию г. Москвы. Исследовательский инструментарий включит апробированные методики, диагностирующие индивидуальные и социальные ресурсы личности, особенности детско-родительских отношений и др. Кроме того, предполагается разработка новых инструментов, дифференцирующих тип родительской позиции в отношении ребенка с нарушениями развития и измеряющих особенности социальной поддержки таких родителей. Практическая значимость исследования обоснована выработкой технологии сопровождения родителя ребенка с ментальными нарушениями развития, выявлением мишеней психологической диагностики личностных особенностей и социального окружения такого родителя и созданием нового инструментария, отвечающего запросам практиков социальной сферы. Результаты этой работы будут востребованы в области повышения качества жизни семьи особого ребенка, преодоления и профилактики социального сиротства, устройства в замещающую семью ребенка с особенностями в развитии.
Ожидаемые результаты
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатов
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА