КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер16-06-00991

НазваниеИсследование индивидуально-психологических особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком

РуководительЛебедева Анна Александровна, Кандидат психологических наук

Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г Москва

Года выполнения2016 - 2018

КонкурсОсновной конкурс 2016 года

Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии

Ключевые словародитель особого ребенка, ментальные нарушения, личностные ресурсы, родительская позиция, жизненное самоопределение, психологическое благополучие, устройство ребенка в семью, сопровождение замещающих семей

Код ГРНТИ15.21.51

Номер государственной регистрации


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияВ последнее десятилетие одним из национальных приоритетов России становится обеспечение защиты детства и предоставление равных возможностей детям с особенностями развития. Все ярче проявляются преимущества воспитания особого ребенка в семье в сравнении с его воспитанием в условиях специальных учреждений. Семья особого ребенка и качество ее жизни, а не заболевание, должны стать главным объектом программ сопровождения и социальной работы. В текущей научно-исследовательской работе преобладают темы дефицита адаптации и других негативных последствий, связанных с рождением особого ребенка. При этом неизученными остаются вопросы формирования и развития зрелого родительства, индивидуальных и социальных ресурсов, благодаря которым родитель становится субъектом собственной жизни, способным принимать ответственные и осмысленные решения в этих непростых условиях. Впервые будет проведено исследование, интегрирующее классические и современные подходы к теоретическому изучению и социально-психологическому сопровождению биологической и замещающей семьи с особым ребенком. Его целью выступит разработка теоретико-методологического обоснования технологии сопровождения семьи особого ребенка. В основу применяемого подхода ляжет принцип активности личности родителя, самостоятельного жизнетворчества и позитивного подхода к анализу семьи ребенка с ментальными нарушениями. На основе теоретического анализа проблемы родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком, а также факторов психологического благополучия ребенка с особенностями развития, мы предполагаем, что собственная активность личности родителя, а также его индивидуально-психологические особенности, выраженные такими личностными ресурсами, как жизнестойкость, смысложизненные ориентации, толерантность к неопределенности и др., способствуют совладанию с ситуацией инвалидности ребенка и формированию зрелого родительства. Диагностическим индикатором родительской зрелости в ситуации воспитания ребенка с особенностями развития для нас выступит конструктивная родительская позиция. Гипотеза будет проверена в ходе серии исследований методами психологического тестирования и полуструктурированного интервью с биологическими и замещающими родителями особого ребенка. Выборку исследования составят не менее 180 родителей особых детей, воспитывающихся в социальных учреждениях – Детских домах-интернатах и Центрах содействия семейному воспитанию г. Москвы. Исследовательский инструментарий включит апробированные методики, диагностирующие индивидуальные и социальные ресурсы личности, особенности детско-родительских отношений и др. Кроме того, предполагается разработка новых инструментов, дифференцирующих тип родительской позиции в отношении ребенка с нарушениями развития и измеряющих особенности социальной поддержки таких родителей. Практическая значимость исследования обоснована выработкой технологии сопровождения родителя ребенка с ментальными нарушениями развития, выявлением мишеней психологической диагностики личностных особенностей и социального окружения такого родителя и созданием нового инструментария, отвечающего запросам практиков социальной сферы. Результаты этой работы будут востребованы в области повышения качества жизни семьи особого ребенка, преодоления и профилактики социального сиротства, устройства в замещающую семью ребенка с особенностями в развитии.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Методическая разработка: Романова Е.А. , Программа сопровождения замещающих семей, Модель деятельности Центра содействия семейному воспитанию по сопровождению детей и подростков с выраженными ментальными нарушениями / Под ред. – Семья Г.В., Шпитальская И.Ю., Романова Е.А., ЛОГОМАГ, Москва, 2016, 205 - 218- Русский
Методическая разработка: Галасюк И.Н. , Шинина Т.В. , Куратор семьи особого ребенка: практический инструментарий: научно-практическое пособие, Куратор семьи особого ребенка: практический инструментарий: научно-практическое пособие, ИТД "Перспектива", Москва, 2016- Русский
Научная статья: Шульга Т.И. , Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи, Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Москва, 2016, 1, 72 - 88- Русский