КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер10-06-00390
НазваниеЭффекты неосознаваемого последействия при восприятии многозначных и иллюзорных стимулов
РуководительКарпинская Валерия Юльевна, Кандидат психологических наук
Организация финансированияфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», г Санкт-Петербург
Года выполнения2010 - 2012
КонкурсОсновной конкурс 2010 года
Тип проектаа - проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными
Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-210 - Общая психология, история и методы психологии
Ключевые словакогнитивная психология, механизм осознания, неосознаваемая обработка, иллюзии восприятия, двойственные изображения, автостереограммы, прайминг, имплицитное научение
Код ГРНТИ15.21.31
Номер государственной регистрации01201064914
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияЭкспериментальное исследование восприятия многозначных и иллюзорных стимулов. Выявление и описание эффектов последействия неосознанно воспринятой информации, ее сохранения в памяти и последующего влияния на решение простейших когнитивных задач.
Ожидаемые результаты
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатовВ соответствии с заявленной целью исследования – выявление и описание различных эффектов неосознаваемого последействия, возникающих вследствие восприятия многозначной информации, как ближайших, так и отдаленных, проведен ряд исследований в рамках поставленных задач: 1. Изучение влияния неосознанно воспринятой информации на скорость и результаты решения простых когнитивных задач (например: решение анаграмм, простых арифметических задач и др.); 2. Выявление и описание эффектов сохранения неосознанно воспринятой информации и факторов, влияющих на ее последующее осознание; 3. Изучение взаимосвязи между эмоциональным состоянием человека и неосознанно воспринятой информации; 4. Изучение влияния неосознанно воспринятой информации на объем запоминаемого материала и сам процесс заучивания. Получены следующие результаты: Исследование неосознанного восприятия автостереографических изображений продемонстрировало несколько эффектов последействия: позитивный прайминг эффект (ускорение в задачах лексического решения), негативный прайминг – эффект в задачах решение анаграмм, эффект позитивного выбора ранее выбранных правильных ответов при решении арифметических задач. Исследование процессов запоминания при изменении фигуро-фоновых отношений показало, что усложнение выделения целевого стимула из фона приводит к повышению эффективности его заучивания, а постоянное изменение фигуро-фоновых соотношений в процессе заучивания снижает его эффективность. Доказано, что в процессе неосознанного восприятия происходит процесс распознавания и усваивания имплицитных закономерностей, с последующей возможностью их использования при решении аналогичных задач. Выявлено, что субъективная уверенность в ответе связана с вероятностью его повторения. Как правильные, так и неправильные устойчивые ответы сопровождаются большей уверенностью, чем изменяющиеся. Получены данные, свидетельствующие о роли сознательного контроля при решении сенсомоторных задач: снижение сознательного контроля ведет к возрастанию точности оценки иллюзорного объекта, и наоборот. Получены данные при исследовании роли сознательного контроля в процессе заучивания стимулов с двойственной структурой (на примере анаграмм). Показано, что наличие двойственности (как осознанной, так неосознанной) ведет к двум разнонаправленным эффектам, влияющим на эффективность заучивания: с одной стороны уменьшается количество ошибок пропуска, с другой – увеличивается количество ошибок замены. В задачах узнавания при восприятии многозначных изображений было показано, что с одной стороны, последействие выбора в задаче вынужденного выбора может действовать даже тогда, когда задача, по сути, не имеет правильного ответа. С другой стороны, последействие обусловлено не выбором стимула как таковым, а именно определенного рода оценкой, на основе которой выделяется тот или иной стимул. Таким образом, решение об осознании является лишь одним из примеров гипотез, выдвигаемых одним из блоков механизма сознания. Данный выбор обладает последействием,обусловленным сохранением или усилением метакогнитивной оценки, субъективным маркером которой может служить аффективная оценка. Были получены результаты, о влиянии дезинформации на изменение ранее данного ответа: вследствие дезинформации испытуемые изменяют около 35% своих исходных ответов на противоположные, возможно, что это происходит в силу сглаживания конфликта, вызванного обоснованием противоречащей собственному выбору информации. Полученные результаты представлены в отчетах по гранту, печатных работах, выступлениях на конференциях, внедрены в учебные курсы: «Экспериментальная психология», «Экспериментальная психология сознания», «Дизайны психологического исследования».
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА